Дизель-генератор 5-26ДГ: Описание, эксплуатация и ремонт, страница 19

Перед пуском дизель-генератора необходимо взвести сначала механизм предельного выключателя, а затем - воздушной захлопки.

Устройство воздушной захлопки следующее.

К торцу патрубка воздушной улитки 2 прикреплено седло 11, с вставленным в паз типа "ласточник хвост" резиновым кольцом 10.

К приливу улитки крепится крышка 13 с встроенным механизмом воздушной захлопки.

В крышку вставлены втулки 48 с подшипниками 34 и сальниками 37. Осевой натяг сальника, равный 0,2-0,5 мм, обеспечен подшлифовкой кольца 40. В подшипниках - ось 44, не шлицах которой установлен рычаг 52. К концу рычага с помощью шарнира крепится захлопка 12.

Шарнир состоит из двух заведенных в сквозные прямоугольные пазы проушины захлопки и рычага сухарей 74, разжимаемых пружинами 73. При взведенном положении механизма захлопка опирается на три амортизатора 84, ввернутых в резьбовые отверстия (М10-7Н) крышки 13. Осевое перемещение рычага 52, равное 0,1-0,3 мм. обеспечено обработкой торцов колец 26.

На левом конце оси 44 установлены: рычаг 50, на шлицах  полумуфта 46 ж рычаг 43. Рычаг 50 отцентрирован относительно заслонки 82 кольцом 41. Осевое перемещение рычага 50, равное 0,2-0,4 мм, обеспечено кольцом 47.

Рычаг 50 состоит из планки 76 сварной конструкции, к которой крепится основание 75, на конце ввернут винт 78. К заслонке 82 рычаг поджимается пружиной 7, зацепленной за ось 6 и уголок 8.

За ось 42 рычага 43 зацеплена пружина 5, прижимающая захлопку 12 к амортизаторам 84, когда механизм захлопки взведен, и к кольцу 10, когда механизм в нерабочем состоянии.

На правом конце оси 44 установлены на шлицах полумуфта 32, застопоренная от перемещения влево кольцом 31. С полумуфтой 32 связана кулачками полумуфта 30, в

которую упирается втулка 26, являющаяся направлявшей для пружины 27. Пружина левым усом входит в отверстие полумуфты 30, а правым - в отверстие стопора 25. Втулка 26 стопорится кольцом 28. На полумуфту 30 одета втулка 24, застопоренная на полумуфте кольцами 29, Винтом 23 обеспечивается сцепление втулки 24 с полумуфтой 30, Рукоятка 22 ввернута во втулку 24 и в рабочем положении механизма фиксируется стопором 51.

Рычаг 50 через винт 78 воздействует на заслонку 82 антипомпажного клапанного устройства: во втулку 80 направляющей 83 вставлен шток 79, упирающийся сферической частью в упомянутую заслонку. Шток вместе с заслонкой поджимается пружиной 81 к посадочной опорной поверхности - резиновому кольцу 77, установленному аналогично кольцу 10. Винт 78 относительно заслонки 82 отрегулирован так, чтобы при упоре захлопки 12 в амортизаторы 84 и угле Ю, равном 85°30' ± 10' (см. разрез Т-Т), винт должен касаться заслонки. В этом положении открытие заслонки не допускается.

На крышке 13 сверху закреплена плита 55 с мембранным и кнопочным устройствами и стойкой 63 для оси 70 защелки 64. Эти устройства представляют из себя следующее.

Мембранный пакет состоит из штока 57 с надетыми на него двумя мембранами 56 и накладки 69, скрепленных зашплинтованной гайкой 53. Накладка 69 установлена на шток 57 внутренней фаской со стороны мембран.

В отверстие штока 57 вставлен шток 61, который упирается в мембраны 59 (2 штуки), являющиеся опорной поверхностью кнопки 4. Кнопка выступает из крышки 60, закрепленной вместе с корпусом 62 на плите 55.

Гайка 68 мембранного пакета соприкасается с защелкой 64.

Возврат защелки осуществляется с помощью пружины 58 и штока 54 с зашплинтованной гайкой 53. Зазор Н1, равный 1,0 - 1,5 мм, обеспечивается установкой прокладок 65, 66, 67 при нажатии на кнопку 4 до упора.

В корпус 62 ввернут дроссель 3, состоящий из штуцера 20 с вложенным в его отверстие дросселем 16 и надетым на него поворотным корпусом 18, закрепленным гайкой 15. Дроссель 16 - это цилиндрическое тело с нарезанными на нем канавками, образующими полости. Канавки между собой соединены продольным пазом.

Для взвода захлопки рукоятку 22 необходимо расстопорить, повернуть до западания защелки 64 под упором Я и возвратить на стопор 51. При этом винт 23 упрется в поверхность Э паза полумуфты 30 и начнет поворачивать ее по ходу часовой стрелки. Полумуфта 30 кулачками повернет полумуфту 32, соединенную шлицами с осью 44. Вместе с осью повернется рычаг 52 с захлопкой 12 до упора захлопки в амортизаторы 84. Захлопка прижмется к амортизаторам пружиной 5 за счет поворота рычага 43 вместе с осью 44. Одновременно кулачок А1 полумуфты 46, сцепляясь с кулачком Б1 рычага 50, поворачивает его, и винт 78 отходит от заслонки 82. Под действием пружины 81 заслонка прижимается к кольцу 77, обеспечивая герметизацию внутренней волости воздушной улитки.

При нормальной работе дизель-генератора масло из патрубка 18 (см. рисунок 55 ) (после фильтра) по трубе 19 поступает через дроссель 20 в мембранную полость Г захлопки. заполняет ее и, не создавая в ней рабочего давления, сливается по трубе 5 через угольник 11 и отверстие Б стакана 12 в полость В предельного выключателя 16 и откуда - в привод распределительного вала. При прохождении по этому тракту масло вытесняет воздух из всех полостей и труб.

Одновременно из патрубка 18 масло по трубе 17 через угольник 10 попадает в канавку А стакана 12 предельного выключателя 16.

Таким образом, при взведенных механизмах предельного выключателя и воздушной захлопки и нормальной работе дизель-генератора: отверстие Б и канавка А разобщены, причем отверстие Б сообщено со сливом; механизм воздушной захлопки 2 во взведенном состоянии удерживается защелкой 21; заслонка 8 пружиной 7 и давлением наддува прижата к кольцу 9, герметизируя полость улитки 1 турбокомпрессора, наддувочный воздух из улитки через отверстие седла 22 проходит в охладитель наддувочного воздуха и далее - в ресивер дизеля.