Подготовка викторины “Что? Где? Когда?” на тему: “Османская агрессия в Европе. Противодействие РП турецкой и татарской агрессии (вт. пол. XVII в.)”. Составление библиографии по теме: “Борьба за гегемонию в Восточной Европе. Ливонская война. Люблинская уния”. Подготовка теста по теме: “Политический строй РП. Государственно-правовое положение ВКЛ”, страница 3

       Была прекращена практика захвата крупными феодалами в «держание», или в собственность, небольших городов и привлечения их населения к выполнению различных феодальных повинностей. Отменялась юрисдикция светских и церковных магнатов, был ликвидирован произвол  феодалов   в   городе. Тем самым города получили более широкие возможности для своего развития.

       Многие частновладельческие города и местечки были вы­куплены правительством. Некоторые местечки были превра­щены в уездные центры и получили статут города.

         На города Белоруссии была распространена «Жалованная грамота городам» 1785 г. Грамота городам объединила в одно целое различные по своему правовому положению груп­пы городского населения, дала общую организацию всему городу. Управление городами Белоруссии было организовано по образцу русских городов; для руководства хозяйственной жизнью избирались думы. Купечество получало те же права и ту же гильдейскую организацию, что и русские купцы, а также возможность свободной торговли на территории Рос­сийской империи.

          Положение крестьянства Белоруссии по существу не изменилось. Некоторые категории крестьян, прежде считавшиеся свободными и полусвободными (принадлежавшие местечкам, находившиеся на службе у феодалов, так называемые «вечистые люди»), часть земян, бояр и другие записывались в число крепостных. Многие казенные крестьяне перешли в разряд по­мещичьих в результате раздач имений русским помещикам и чиновникам.

          Ряд   постановлений    царского   правительства,    изданных в интересах помещиков Белоруссии, требовал немедленного (розыска и возвращения владельцам беглых крестьян, превращения всех «бродяг» и «бобылей» в тяглых крестьян. Было разрешено продавать белорусских крестьян без земли, отда­вать их в рекруты вместо крестьян русских губерний.

          Управление воссоединенной территорией устанавливалось по российскому образцу, согласно «Учреждению о губерниях», Исполнительная власть в губернии была передана губернато­ру. В губернских и уездных городах открывались губернские и уездные правления. Сбор государственных налогов был упорядочен и сосредоточен в ведении казенных палат.

           Некоторые изменения были сделаны в области организа­ции суда, хотя Литовский статут продолжал действовать как свод основных юридических норм. Дела государственные и уголовные подлежали ведению центральных судебных учре­ждений, а дела личные и имущественные, дела о продаже, за­кладе, завещаниях и т. п., бывшие прежде в ведении земских и подкоморских судов, передавались  вновь  учрежденным по российскому образцу губернским и уездным земским судам. Судьи выбирались из среды местного дворянства таким же порядком, как и во всей империи. Право выбора имели дворя­не, у которых было в собственности не менее 10 душ крепост­ных крестьян мужского пола.

            Однако, установив в восточной части Белоруссии твердую централизованную  власть,  русское   правительство   всячески стремилось показать, что оно не посягает на издавна установившиеся на этой территории обычаи и нормы жизни. С этой целью в правительственных указах подчеркивалось, что «суд  и расправа внутренние тех провинций и личных делах имеет и производиться   по   тамошним   правам   и   обычаям»   и   «их языком».

           После первого раздела внутриполитическое положение Речи  Посполитой мало изменилось. Продолжалась ожесточённая борьба между различными группировками господствующего класса. Нарастало также крестьянское движение, которое особенно усилилось в 80-х годах ХУШ в. Страх перед революционным выступлением народных масс и стремление к   сохранению   государственной   независимости   Польши  за­ставили шляхетско-буржуазные круги   попытаться   провести некоторые реформы для упорядочения политического   и   со­циально-экономического устройства страны. В этой обстановке был созван так называемый четырехлетний сейм (1788—l792),  деятельность которого   протекала   во   время   начавшейся во Франции буржуазной революции, оказавшей большое влия­ние на политическую борьбу в Польше. [3. с. 254] Значительное    влия­ние  на  ceйме получили шляхетско-буржуазные  сторонники реформ.  3 мая 1791 г. сейм принял новую конституцию, кото­рая отменила избираемость королей, ликвидировала «либерум вето».  Все вопросы на сейме решались большинством голосов. В состав сейма вводились представители городов с правом совещательного голоса. Новая конституция, ликвидируя феодальную анархию и создавая некоторые условия для развития капиталистических отношений, вместе с тем оставляла непри­косновенными феодальные привилегии и крепостное право; она ничего не меняла в положении крестьян. Шляхетский характер конституции 1791 г.; вызывал недовольство народных масс и усиление антифеодальной борьбы. Конституцией 3 мая были недовольны реакционные магнаты, которые видели в ней угрозу для своего господства в Польше. В связи с этим они образо­вали Тарговицкую конфедерацию,  начав борьбу против новой конституции, и пошли на сговор с соседними государствами, готовя новый раздел Речи Посполитой. «Раздел Польши осу­ществился благодаря  союзу крупной феодальной аристокра­тии в Польше с тремя державами, принимавшими участие в разделе. Он  был последним средством для высшей аристо­кратии спасти себя   от   революции».  [1. с. 383]

     Магнаты  обратились за помощью к Екатерине 11. Царское правительство поддержало их. Опасаясь революции в Польше, Пруссия и   Россия   ввели   туда   свои   войска. В   августе 1792  г. русская армия вступила в Варшаву. Магнаты — пред­ставители  Тарговицкой   конфедерации — захватили власть в стране. Конституция 3 мая 1791 г. была отменена.  [3. с. 256]