Экзаменационные ответы по истории отечества XIX-XX, страница 6

-  Мировой кризис 1900-1903 привел к образованию монополистических объединений. Наиболее распространены синдикаты («Продамет» – метал. заводы, «Продвагон», «Гвоздь»)

-  Конец 60-х – начало 70-х – время интенсивного ж.д. стороительства. За 50 лет с 1049 до 60000 км в начале века.

-  Россия, являясь сферой вложения иностранных капиталов, сама их вывозила (Персия, Китай, Балканы).

Вопрос 4

Русская культура на рубеже веков.

В это время Россия пережила стремительный взлёт, в котором на шли отражение перемены, происшедшие в России за короткий промежуток времени. Бердяев оценивал этот период ка «русский культурный ренессанс»

Однако обновление не коснулось большинства населения страны. Россия в значительной своей части оставалась неграмотной. Вложения гсударства в образование с 1900 по 14 год увеличилось с 13 до 300 млн/год.

Это время – время плодотворного развития науки (учение Вернадского о биосфере, теория ракетного движения Циолковского, учение Павлова об условных рефлексах, труды Мечникова по иммунологии инфекционным заболеваниям (Нобел. Премия), радио Попова(1895), Я. М. Гаккель, И. И. Сикорский создали отечественное самолётостроение). Достижения науки и техники вошли в быт горожан: трамвай, автомобиль, грамафон и т.д.

Интенсивное развитие гуманитарных наук:

-  А. А. Шахматов создал ряд работ русском летописании

-  Истор. Труды А. Е. Пресняков, С.Ф. Платонов, П.Н. Милюков.

-  Эконом. Проблемы П. Б. Струве, А. А. Чупров.

Религиозно-филосовская мысль пережила второе рождение в трудах Бердяева, Розанова, Трубецкова, Флоренского и т.д.

В литературе и искусстве – время «Серебряного» века

-  в литературе направление критического реализма представлено А.П. Чеховым, Л.Н. Толстым, В.Г. Короленко. Значительны произведения М. Горького, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, А.И. Куприна и т.д.

-  новое направлени – модернизм – поэты-символисты (К.Д.Бальмонт, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, А.А.Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) противопоставив своё творчество «пошлом» символизму, выступали за теорию искусства ради искусства.