Безопасность и экологичность разработанного орудия с лебедочной тягой для прокладки опорных полос на базе бензопилы «Тайга-214», страница 2

Место испытаний базового орудия МТ - 1 – контрольные участки леса, обеспечивающие выполнение работ по тушению низового лесного пожара.

Результаты измерений приведены в таблице 5.3

Средства индивидуальной защиты от вибрации должны соответствовать ГОСТ 12.1.002 "Средства индивидуальной защиты рук от вибрации. Общие требования". [14]. Рекомендуется применение антивибрационных рукавиц по ГОСТ 12.4.010, ГОСТ 78-349-75.

Уровень загазованности регламентируется по ГОСТ 12.1.005 – 88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.[13].

Таблица 5.3 - Результаты измерений локальной вибрации на рукоятках управления бензопилы «Тайга-214»

Режим работы

Место установки датчика

Логарифмические уровни виброскорости, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, гЦ

16

3,15

63

125

250

500

Холостые обороты бензопилы без пильного аппарата

при 1700 мин-1

Рукоятка управления задняя и передняя

82

87

84

74

54

-

Максимальные обороты двигателя бензопилы без пильного механизма при 8100 мин-1

Рукоятка управления задняя и передняя

81

76

77

75

80

66

Холостые обороты двигателя бензопилы с присоединенным орудием при 920 мин-1

Рукоятка управления задняя и передняя

81

80

72

67

55

-

Максимальные обороты двигателя бензопилы с присоединенным орудием при 4900 мин-1

Рукоятка управления задняя и передняя

81

74

66

80

77

61

Допустимые значения по ГОСТ 12.2.104-84

Рукоятка управления задняя и передняя

120

117

114

111

103

103

Для защиты органов дыхания следует применять средства индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.041-89 (1997) (СТ СЭВ 4565-84) ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие технические требования.[12].

Управление проектируемым орудием должно быть легким и удобным. Элементы управления должны быть расположены так, чтобы они не мешали один другому при пользованиях в различных положениях.

Произвольное перемещение рычагов должно быть исключено устройством надежной фиксацией.

Основные органы пуска орудия должны располагаться по правую сторону, вспомогательные непосредственно на рукоятках управления орудием. В местах доступных для обозрения оператора, должны устанавливаться табличка с четкой и стойкой надписью указывающей положение рычага управления.

Усилия требуемые для включения рычага привода кулачковой муфты должны соответствовать ГОСТ 12.2.064 – 81 ССБТ. Органы управления производственным оборудованием. Общие требования безопасности. [11].

При заякоривании плуга за непреодолимый корень лебёдка должна сдвигаться вперёд к плугу. При потере контроля оператора над рукоятками управлением кулачковой муфтой и дроссельной заслонкой карбюратора муфты центробежная и кулачковая отключаются, двигатель переводится автоматически на режим холостого хода, лебёдка останавливается.

                  5.2 ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В данном проекте разработано орудие с лебедочной тягой для прокладки опорных полос на базе бензопилы «Тайга-214». Орудие включает в себя базовый орган бензопилу «Тайга-214» (с отсоединенным режущим органом), присоединенную к лебедочной тяге, состоящей из рамы с шарнирным якорем, червячного редуктора, барабана с тросом длиной не более 15 метров, плуга, тележки плуга.

В транспортируемом положении орудие разбирается на отдельные узлы и компактно укладывается в контейнер для транспортирования. При постановке на хранение орудие очищается от грязи, протирается насухо чистыми тряпками, слегка смоченными в бензине, горючее сливается с бака, а все подвергающиеся коррозии места смазываются.

Окраска орудия контрастная вращающиеся детали и внутренняя поверхность рабочих органов красные, снаружи все детали желтые, места строповки обозначены белой краской. На орудии предупредительная надпись: «Не работать при износившемся тросе, при утяжке не стоять в плоскости движения троса!»[46].

Конструкция орудия соответствует требованиям: по безопасности и элементам конструкции - ГОСТ 12.2.003; по пожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004; по сигнальным цветам и знакам безопасности - ГОСТ 12.4.026; по ограждениям и блокировке - ГОСТ 12.2.042 [48, 49, 50, 51].

Конструкция проектного агрегата аналогична по элементам основных узлов принятого за прототип базового тягового модуля МТ-1, из чего следует, что при его эксплуатации шум и вибрация не будут превышать показателей, полученных при испытаниях базового орудия МТ-1 и представленных в таблицах 5.1 и 5.3, а также требований ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012 [40,52].

Конструкция проектируемого орудия обеспечивает видимость с рабочего места оператора и вспомогательного рабочего за рабочим органом:

ориентиров движения, необходимых для обеспечения безопасности управления орудием;

наличие и исправность ограждений опасных узлов;

наличие площадки якорного устройства для ног;

надежность фиксации рычагов управления;

удобство и безопасность доступа к узлам при монтаже, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании;

наличие предупредительных и запрещающих надписей и знаков;

наличие прилагаемого комплекта инструментов и приспособлений;

удобство наблюдения с рабочего места за рабочим органом.

Углы обзора с места оператора и вспомогательного рабочего не

превышают значений, предусмотренных ГОСТ 12.2.019.86[46]

5.3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПРОЕКТИРУЕМЫМ

ОРУДИЕМ

1. Нельзя работать неисправным орудием, его следует заменить запасным или отремонтировать.

2. При холостом ходу двигатель, во избежании разноса, должен работать при отпущенном рычаге управления газом.

3. При утяжке не стоять в плоскости движения троса.

4. Не работать при износившемся тросе. При обрыве свыше 8% проволочек - трос заменить.

5. Не удерживать лебедку от перемещения во время утяжки, а только слегка поддерживать за рукоятки.

6. Не нажимать на рычаг кулачковой муфты до закрепления такелажа.

7. Особенно внимательно следить за перемещением лебедки во время нажатия на рычаг кулачковой муфты.

8. Не производить утяжку при неполном включении кулачковой муфты.

9. Горючее должно храниться в специальном помещении, желательно в специальном погребе, стоящем от строения не менее чем на 10 метров.

10. Бензиновые баки следует опорожнять до того, как лебедка поступает в мастерскую.

11. Во избежании взрыва не следует близко подносить огонь к горловине даже пустых сосудов (бензиновых баках, бидонов, бочек).

12. Во избежании взрыва бензина строжайше воспрещается, входить в помещение, где храниться горючее, с зажженными сигаретами, спичками, факелами, лучинами, лампами и вообще разводить или вносить огонь.

13. Категорически запрещается переходить через натянутый канат.

14. Проектируемое орудие является ручным инструментом, при работе постоянно находится в руках, близко от органов дыхания моториста, поэтому нельзя в качестве топлива использовать этилированный бензин, который в своем составе имеет тетраэтилсвинец. Тетраэтилсвинец ядовит. Попадая с бензином на тело человека или с парами в органы дыхания, он проникает в организм и вызывает тяжелое заболевание.

15. Допускать к работе с проектируемым орудием только лиц мужского

пола, не моложе 18 лет, прошедших медосмотр, имеющих соответствующую квалификацию, обученных правилам безопасной работы с инструментами и ознакомленных с характером вредного влияния вибрации.