Системы координат в программных комплексах ЛИРА-ПК, SCAD, ЛИРА-8,9 (для WINDOWS), страница 6

которые могут быть решающими  (наиболее  опасными)  для  каждого сечения  проверяемого  элемента,  т.е.  определить   расчетные сочетания усилий (РСУ).

     Эта задача выполняется блоком выбора РСУ.

     Для того,  чтобы  не  определять  все  возможные  сочетания  загружений  и  не  работать  с  такой  громоздкой   информацией, назначаются  критерии,  позволяющие  ограничить   выбор   только возможными  наиболее  опасными  комбинациями   загружений.   РСУ выбираются по критерию наибольших главных напряжений.  Добавлены отдельные критерии, учитывающие,  например,  особенности  работы железобетона (так критерии под номерами 17 и  18  для  стержней, где требуется найти сочетания  с  максимальной  растягивающей  и сжимающей продольной силой).

     При   выборе   РСУ   учитываются   и   логические    связи, накладываемые исходными данными и нормативами.

     Введено понятие взаимоисключающих загружений,  т.е.  таких,

которые в одно сочетание одновременно  входить  не  могут.  так, например,   активное   ветровое   воздействие   на    сооружение

одновременно  с  двух  (  трех,  четырех)  сторон  учитывать  не

следует. Все ветровые воздействия можно включать в  одну  группу

взаимоисключающих загружений.

     Понятие сопутствующих загружений введено  для  того,  чтобы

загружение  сопутствующее,   т.е.   порожденное   основным,   не

включалось бы в РСУ без основного. Но основное загружение  может быть включено в РСУ и  без  ему  сопутствующих. 

Так, например, усилия от торможения тележки крана не могут  включаться  в  РСУ, если туда не вошли усилия от давления колес крана.

 Нагрузка  же от крана может действовать и без сочетания с тормозной.  Имеется возможность  (СТРОКА  16  ДОКУМЕНТА  0)   ограничить   и   число одновременно  учитываемых  в  РСУ  воздействий  от  крановых   и тормозных нагрузок, т.е. учесть требования сооветствущих норм.

Понятие обьединенно-кратковременных нагрузок введено  для  того, чтобы дать возможность включать в основное сочетание не одну  из кратковременных нагрузок, а их  группу  (либо  наиболее  опасную комбинацию нагрузок из этой группы).

Нормами предусмотрено,  что некоторые  виды  нагрузок  в  некоторых  сочетаниях  не   должны учитываться  полностью. 

Поэтому  произведена классификация  по видам загружений (постоянная, временная, крановая  и  т.  д.)  и дана  возможность  задавать  коэффициенты,  с  которыми   данное загружение может входить в основное и дополнительное сочетание.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ЗАГРУЖЕНИЯМИ

     На информацию о  загружениях,  задаваемых  в  документе  8,

накладываются некоторые логические ограничения:

     -   обьединение   кратковременных   нагрузок   (графа    2)

допускается лишь для нагрузок видов 2 и 7;

     - нагрузки видов 0 и 3 (постоянная  и  крановая)  не  могут

быть знакопеременными;

     - нагрузки видов 2,5,7 могут быть обьявлены  сопутствующими видами 1,2,5,7 и иметь сопутствующие себе среди  нагрузок  видов 2,5,7, а тормозная нагрузка (вид 4) может  сопутствовать  только крановой (вид 3);

     - двойное сопутствие не допускается;

     - любая сопутствующая нагрузка не может попадать  в  группы обьединения и взаимоисключения.

     все основные ограничения приведены в таблице  13,  где  "-"

(минус) означает: не допускается; "+" (плюс) означает:

допускается, а цифра после плюса означает виды нагрузок, ко-

торые допускается обьявлять сопутствующими либо взаимоисклю-

чающими.

                                                  Таблица 13

Логические ограничения документа 8

-----------------------------------------------------------

|Вид :Обьеди-:Знако-:Взаимоисключение:      Сопутствие    |

|на- :нение  :пере- :по столбцам     :      по столбцам   |

|гру-:видов  :мен-  :................:................... |

|зки : 2, 7  :ность :    1   :   2   :    1    :    2     |

|---------------------------------------------------------|

| 0  :   -   :  -   :  +0    : +0    :    -    :   -      |

| 1  :   -   :  +   :  +1    : +1    :  +1,2,7 :  +1,2,7  |

| 2  :   +   :  +   :  +2,5,7: +2,5,7:  +2,7   :  +2,7    |

| 3  :   -   :  -   :  +3    : +3    :   +4    :   +4     |

| 4  :   -   :  +   :  -     : -     :    -    :    -     |

| 5  :   -   :  +   :  +2,5,7: +2,5,7:+2,5,7   :+2,5,7    |

| 7  :   +   :  +   :  +2,5,7: +2,5,7:+2,5,7   :+2,5,7    |

-----------------------------------------------------------

                 БИБЛИОТЕКА  МОДУЛЕЙ  РСУ

     Раздел  РСУ  построен  по  модульному  принципу.  Отдельные

модули РСУ вычисляют главные напряжения в  КЭ  различного типа, формируют РСУ  (соответствующие  основным  и  особым  сочетаниям загружений)  по   наибольшим   и   наименьшим   значениям   этих напряжений.

                         СТЕРЖНИ

     В  качестве  критериев  выбора  РСУ  приняты  экстремальные

значения  нормальных  и  касательных  напряжений  в  контрольных точках сечения

     Нормальные  напряжения  достигают  наибольших  значений   в

волокнах, наиболее удаленных от центра тяжести сечения.

 Так  как в  длинных  стержнях  влиянием  касательных   напряжений   можно пренебречь, то нормальные напряжения в точках  1  -  4  являются главными напряжениями.

     Наибольшие  касатальные  напряжения  достигаются  в  точках

пересечения контура сечения с главными осями (точки 5 - 8,  рис.

3 ) и зависят от поперечных сил и крутящих моментов.

 В тех же точках проверяется случай прямого внецентренного сжатия (растяжения).

     В качестве критериев используются  также  экстремальные значения продольной силы N и перерезывающих сил Qy и Qz.

     Вычисление напряжений в точках производится через главные  ядровые  расстояния,  что позволяет проводить выбор РСУ для любого типа сечения.

     По каждой из приведенных формул формируется два значения РСУ - наибольшее  и  наименьшее.

 Всего  для стержней формируется 30 значений РСУ.

Z^

          .........3_________!_________4

            :       I       8!        I

            :  .....I........!        I

            :    :  I       /!\       I

            : ЯZ2:  I     /  !  \     I