Многоканальные системы массового обслуживания с ожиданием, страница 2

Пусть n-канальная СМО (n > 2) с ожиданием без ограниче­ний на длину очереди и на время ожидания в очереди работает с взаимопомощью между каналами типа "все как один". Будем предполагать, что входящий поток, поток обслуживаний каж­дым каналом и поток обслуживаний одновременно n канала­ми - простейшие с интенсивностью соответственно λ, μ и nμ. Если пронумеровать состояния данной СМО по числу заявок, находящихся в системе (в очереди и под обслуживанием), то множество состояний будет бесконечным:

s0в системе нет заявок, все я каналов свободны, очереди нет;

s1в системе 1 заявка под обслуживанием, все п каналов заняты обслуживанием этой заявки, очереди нет;

s2 в системе 2 заявки: 1 заявка -- под обслуживанием и 1 заявка — в очереди, все и каналов заняты;

. . .

sк — в системе kзаявок: 1 заявка — под обслуживанием и (k-\) заявок в очереди, все n каналов заняты;

Очевидно, что размеченный граф состояний изучаемой СМО будет иметь следующий вид:

Рис 14.1.

Рассматриваемая СМО работает как одноканальная с ожиданием, изученная нами в разделе 6. Соответственно характеристики данной СМО можно вывести из характеристик одноканальной СМО с ожиданием заменой μ на nμ и ρ = λ/μ на ψ = ρ/n = λ/μn.

Параметры и характеристики эффективности функционирова­ния многоканальной СМО с ожиданием и взаимопомощью между каналами типа "все как один" представлены в табл. 14.1 и 14.2.

Таблица 14.1

Параметры многоканальной СМО с ожиданием и взаимопомощью между каналами

типа "все как один"

№ п/п

Параметры

Обозначения, значения, формулы

1

Число каналов обслуживания

п>2

2

Интенсивность входящего про­стейшего потока заявок Пвх

in Пвх = λ = const

(λне зависит от времени t)

3

Интенсивность простейшего "по­тока обслуживаний" каждым   кана­лом

μ = const

 (μ не зависит от времени t)

4

Интенсивность простейшего "по­тока обслуживании" одновременно п каналами

n μ

5

Нет ограничений на максимальную длину очереди

m = + ∞

6

Дисциплина взаимопомощи между каналами

"Все как один"

Таблица 14.2

Характеристики эффективности функционирования  многоканальной СМО с ожиданием и взаимопомощью между каналами типа "все как один"

№ п/п

Предельные характеристики

Обозначения, формулы

1

Показатель (коэффициент) нагрузки системы

ρ = λ/μ

2

Показатель   нагрузки системы,      приходя­щейся на один канал

ψ = ρ/n = λ/μn

3

Вероятности  состоя­ний

4

Вероятность отказа

Ротк,+ = 0

5

Вероятность   приема в систему, или что то же, вероятность того, что     заявка     будет обслужена

Рсис,+ = Роб,+ = 1

6

Относительная   про­пускная способность

Q=1

7

Абсолютная     пропу­скная способность

A+ = λ

8

Интенсивность     вы­ходящего         потока

ν= A+ = λ

9

Среднее число зая­вок в очереди

10

Среднее число зая­вок под обслужива­нием

Nоб,+ = ψ

11

Среднее число заня­тых каналов

12

Среднее число заявок в системе

13

Среднее время ожи­дания заявки в оче­реди

14

Среднее время об­служивания заявки

15

Среднее время пребы­вания заявки в системе

16

С введением взаимопомощи вероятность отказа не изменяется

ротк,+ = ротк

17

С введением взаимопомощи относительная пропу­скная способность не изменяется

Q + =  Q

18

С введением взаимопомощи абсолютная пропу­скная способность не изменяется

A + = A

19

Среднее число Nоч,+ заявок в очереди с вво­дом взаимопомощи уве­личивается

20

С введением взаимопомощи среднее число заявок под обслуживанием уменьшается

21

Среднее число Nсис,+ заявок в системе с вво­дом взаимопомощи умень­шается

22

Среднее время Точ,,+ ожидания заявки в очереди с вводом взаимопомощи уве­личивается

 Точ,,+  > Точ

23

Среднее время ТVоб,+ обслуживания заяв­Ки с вводом взаимопо­мощи уменьшается

ТVоб,+ < ТVоб

24

Среднее время Тсис,+ пребывания заявки в системе с вводом взаимопомо­щи уменьшается

Тсис,+  < Тсис

15. Многоканальная СМО с отказами и «равномерной» взаимопомощью между каналами

Анализ различных многоканальных систем, проведенный в разделах 12—14, показывает, что введение взаимопомощи меж­ду каналами типа "все как один" уменьшает среднее время пребывания заявки в системе, но ухудшает такие характеристи­ки, как вероятность отказа, относительная и абсолютная про­пускные способности, среднее число заявок в очереди и сред­нее время ожидания заявки в очереди. Поэтому возникает задача изменения дисциплины взаимопомощи таким образом, чтобы оно повлекло за собой уменьшение вероятности отказа и тем самым увеличение пропускной способности СМО.

Рассмотрим n-канальную СМО, на вход которой подается простейший поток заявок Пвх с интенсивностью λ. Поток об­служиваний одним каналом также простейший с интенсивно­стью μ.

Если заявка поступает в СМО, когда все п каналов свободны, то все и каналов приступают к ее обслуживанию. Если следующая заявка приходит в момент, когда все п каналов заняты (обслужи­ванием предыдущей заявки), то часть каналов переключается на ее обслуживание. Если во время обслуживания этих двух заявок по­ступает третья, то часть каналов переключается на обслуживание третьей заявки и т.д. до тех пор, пока каждая заявка, находящаяся в СМО, не окажется под обслуживанием только одного канала. При этом, очевидно, все каналы будут заняты, а заявка, пришед­шая в этот момент, получает отказ и покидает СМО необслуженной.