Проектирование командного интерфейса и технология его реализации в среде СУБД FoxPro 2.5

Страницы работы

Содержание работы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

Тема: Проектирование командного интерфейса.

Цель: Изучение методики проектирования командного интерфейса и технологии его реализации в среде СУБД FoxPro 2.5.

Методические указания

Любой программный продукт можно рассматривать как гибкий производственный участок (ГПУ) состоящий из ограниченного числа гибких производственных модулей (ГПМ), предназначенный для обработки определенных предметов труда. Гибкий производственный участок может быть универсальным, предназначенным для выполнения ограниченного набора операций над предметами труда определенного класса. В этом случае предполагается, что оператор ГПУ на основе анализа предмета труда определяет последовательность обработки, контролирует качество обработки и управляет процессом обработки, выбирая требуемые операции (модули), которые используются в процессе обработки. Специализированные гибкие производственные модули предназначены для обработки конкретного информационного потока (предмета труда) с жестко заданной последовательностью операций, управление обработкой осуществляется автоматически путем обработки кодов завершения технологических переходов и операций.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что оператор ГПУ выполняет функции технолога по обработке информации. Он выбирает предмет труда из допустимого набора, формирует его параметрическое описание. На основе проведенного анализа формирует технологический процесс на базе типовых операций, реализованных в ГПУ. Оператор также может настраивать ГПУ на обработку конкретного предмета труда, меняя палитру инструментов, используемых в процессе обработки.

Исходя из вышеизложенного, проектирование командного интерфейса основано на использовании следующих исходных данных:

·  классификация обрабатываемых объектов;

·  параметрическое описание объектов каждого класса;

·  номенклатура свойств объектов по классам;

·  типовые технологические процессы по обработке каждого класса объектов.

На основе перечисленных исходных данных при проектировании ГПУ определяется коэффициент специализации ГПУ. При высоком коэффициенте специализации количество предметов труда £ 10 интерфейс строится по предметно-ориентированному принципу. Оператор выбирает предмет труда из допустимого набора, указывает место расположения входного потока (если оно не является фиксированным) и место размещения выходного потока (если оно не задано).

В процессе обработки процесс выполняется автоматически, оператору предлагается выполнить контрольные операции, если они не автоматизированы, и принять решение о дальнейшем ходе обработки.

При низком коэффициенте специализации ГПУ (количество предметов труда ³ 50).

 Оператор выступает в роли технолога по обработке информации. На основе анализа входного и выходного информационных потоков определяет номенклатуру операций и последовательность их выполнения. В этом случае интерфейс строится по технологическому принципу, т.е. все операции группируются по технологическим признакам (редактирование, рисование, форматирование и т.п.). Каждый класс представлен необходимым набором операций и инструментов, используемых при обработке требуемых входных потоков.

При среднем коэффициенте специализации (10 < количество предметов труда < 50) используется  комбинированный вариант командного интерфейса. В нем включены средства идентификации предмета труда и операций его обработки (файл, таблица MS Word) и технологические операции, выполняемые над любым предметом (редактирование, формат- MS Word).

Проектирование командного интерфейса начинается с построения информационной модели, которая может быть представлено в следующем виде:

 


На основе построенной информационной модели формируется номенклатура технологических процессов, требующих разработки (маршрутных, операционных, групповых). Определяется перечень стандартных технологических процессов обязательных к использованию. После проектирования технологических процессов выполняется их анализ с целью формирования командного интерфейса. В процессе анализа выделяются ручные операции, которые исключаются из рассмотрения . Среди оставшихся операций анализируются сочетания операций, эти сочетания могут быть:

-  согласованными, когда в нескольких технологических процессах за операцией i следует операция j;

-  конфликтными, когда в одном технологическом процессе за операцией i следует операция j, а в другом технологическом процессе за операцией j следует операция i;

-  безразличными,  когда в различных технологических процессах нет взаимосвязей между операциями i и j.

 Согласованные  пары объединяются в одну операцию если нет дополнительных ограничений, это сокращает номенклатуру операций. Графически отдельный технологический процесс представляется в виде графа (рис.1).

 


Рис.1 Схема технологического процесса на операцию

Все технологические процессы, представленные отдельными графами «сшиваются» в отдельный граф путем объединения одноименных операций. Обобщенный граф может быть представлен следующим образом (рис 2).

 


Рис. 2 Граф взаимосвязи операций технологических процессов

Граф можно проранжировать, определив последовательность выполнения операций путем построения матрицы смежностей и возведения ее в последовательную степень (2,3, и т.д.). Это позволяет определить количество действий оператора при обработке конкретного входного потока. После построения обобщенного графа выбирают принцип построения командного интерфейса (предметный – если нет связей между отдельными графами, технологический – если частота использования операций (количество общих операций более 50%  от их общего количества), комбинированный – количество общих операций для входных потоков менее 50%.  Определив принцип построения командного интерфейса и построения топологии обобщенного графа,  проводится анализ языка предметной области с целью выявления терминов, определяющих предметы труда (информационные  компоненты) и операции над ними в данной профессиональной области.

Разработанный командный интерфейс реализуется в среде разработки. Типовой вариант реализации заключается в том, что в среде присутствует специализированный редактор, позволяющий описать структуру командного интерфейса в виде объектов и их свойств в специализированной базе данных (FoxPro 2.5 БД  *. mnx).

Правильность формирования интерфейса контролируется визуально, путем отображения записей БД на экране в виде линейки и всплывающих меню с указанием действий (программных модулей), поставленных в соответствие каждому пункту. После проверки правильности реализации графа командного интерфейса выполняется этап генерации исходного программного кода  *.mpr.

Генерация программного кода выполняется на основе использования операции конкатенации, когда пользовательские символьные константы и переменные, хранящиеся в БД *,mnx объединяются с символьными константами программы генерации с целью формирования операторов описания меню.

Отладка программы выполняется на контрольном примере.

Порядок выполнения лабораторной работы.

1.  Построить укрупненную информационную модель ИС по теме ВРБ.

2.  Определить перечень технологических процессов требующих разработки.

3.  Разработать 2 - технологических процесса из сформированного перечня.

4.  Построить граф командного интерфейса на основе 4-х технологических процессов (2 разработанных + 2 из 1-й и 2-й лабораторных работ).

5.  Сформировать БД *.mnx с использованием специализированного редактора FoxPro.

6.  Изучить структуру БД *.mnx.

7.  Выполнить генерацию исходного текста программы *.mpr.

8.  Выполнить контроль  правильности формирования командного интерфейса.

Содержание отчета по лабораторной работе

1.  Информационная модель системы

2.  Разработанные технологические процессы

3.  Функциональная модель системы.

4.  Граф синтеза технологических процессов.

5.  Структура командного интерфейса в терминах пользователя

Контрольные вопросы.

1.  Виды командных интерфейсов и области их использования.

2.  Методика построения графа командного интерфейса.

3.  Технология редактирования БД *.mnx.

4.  Структура БД *.mnx.

5.  Технология автоматизированного формирования исходного текста программы *.mpr.

6.  Технология контроля командного интерфейса на различных стадиях разработки.

Похожие материалы

Информация о работе