COBIT: Информация и поддерживающие ее технологии для предприятий, страница 4

  • Наиболее вероятного достижения поставленных целей;
  • Эффективного обучения и адаптации;
  • Благоразумного управления рисками, с которыми столкнулось предприятие;
  • Своевременного распознавания возможностей и их реализации.

Успешные организации осознают риски, используют выгоды от ИТ и принимают меры для:

  • Соотнесения ИТ стратегии со стратегией бизнеса;
  • Убеждения инвесторов и заинтересованных сторон в том, что организация поддерживает «стандарт должной заботы» для минимизации ИТ рисков;
  • Внедрения ИТ стратегии и ее цели на предприятии;
  • Получения отдачи от инвестиций в ИТ;
  • Формирования организационных структур, которые облегчают реализацию стратегий и целей;
  • Создания конструктивных взаимоотношений и эффективного взаимодействия между основным бизнесом и ИТ, а также с внешними партнерами;
  • Оценки эффективности работы ИТ.

Предприятия не могут успешно справляться со следующими задачами без принятия и внедрения методологии корпоративного управления и контроля в сфере ИТ:

  • Соответствие требованиям бизнеса;
  • Обеспечение прозрачности в выполнении этих требований;
  • Организация своей деятельности в виде общепринятой процессной модели;
  • Определение главных ресурсов;
  • Определение целей контроля над управлением должны быть рассмотрены руководством.

Более того, методология управления и контроля становится частью лучшей практики в области управления ИТ и помогает организовать управление ИТ и согласовать его с постоянно растущими регулирующими требованиями.

Лучшие практики в сфере ИТ приобрели свою значимость в связи со следующими факторами:

  • Высшее руководство и Совет директоров требует большей отдачи от инвестиций, т.е., того, чтобы ИТ способствовали повышению ценности  бизнеса для заинтересованных сторон;
  • Обеспокоенность увеличивающимся уровнем расходов на ИТ;
  • Необходимость соответствовать регулирующим требованиям ИТ контроля в таких сферах, как обеспечение защиты персональных данных и финансовая отчетность (например, американский закон Сарбейнса-Оксли (US Sarbanes-Oxley Act) и соглашение о принципах эффективного банковского надзора Basel II) и в специфических секторах, таких как финансы, фармацевтика и здравоохранение;
  • Выбор поставщиков услуг, управление аутсорсингом и приобретением услуг.
  • Увеличивающийся комплекс рисков, связанных с  ИТ, таких как сетевая безопасность;
  • Предложения в области управления ИТ, которые включают применение методологии контроля и лучших практик для надзора повышения качества работы ИТ, роста ценности бизнеса и сокращения бизнес рисков;
  • Необходимость оптимизировать издержки следуя, где возможно, стандартизированным, (а не специально разработанным), подходам к этой проблеме;
  • Совершенствование и распространение детализированных методологий, таких как COBIT, «Библиотека ИТ инфраструктуры при Управлении правительсвенной коммерции Великобритании» (IT Infrastructure Library, ITIL), серия стандартов, ISO серии 27000 по информационной безопасности, требования к системе управления качеством ISO 9001:2000, «Модель зрелости интеграции» (Capability Maturity Model Integration, CMMI), «Проекты в контролируемой среде 2» (Projects in Controlled Environments 2 , PRINCE2) и «Свод знаний по управлению проектами» (AGuidetotheProjectManagementBodyofKnowledge, PMBOK);
  • Необходимость для предприятий оценить, насколько они соответствуют общепринятым стандартам и  провести сравнение с конкурентами..

Кто

Методология контроля и управления должна поддерживать специфические потребности разнообразных внутренних и внешних заинтересованных сторон:

  • Заинтересованные стороны внутри предприятия, которые требуют максимальную прибыль от вложений в ИТ:

- те, кто принимают решения по инвестициям;

- те, кто определяют требования;

- те, кто используют ИТ услуги.

  • Внутренние и внешние заинтересованные стороны, которые предоставляют ИТ услуги:

- те, кто управляют организацией и процессами ИТ

- те, кто развивают новые возможности;

- те, кто оказывает услуги.

  • Внутренние и внешние заинтересованные стороны, отвечающие за контроль и управление рисками:

- те, в чьи обязанности входят безопасность, защита неприкосновенных данных, контроль  и/или управление рисками;

- те, кто обеспечивают соответствие требованиям;

- те, кто требуют или предоставляют услуги аудита.

Что

Чтобы соответствовать требованиям, приведенным в предыдущем разделе, методология управления и контроля в сфере ИТ должна:

  • Обеспечивать связь и соответствие между целями бизнесом и целями ИТ;
  • Ориентироваться на процессы для определения масштаба и степени охвата, а также быть хорошо структурированной, для обеспечения удобства навигации по содержимому;
  • Быть общепринятой, то есть состоять из признанных лучших практик и стандартов в сфере ИТ, но быть независимой от специфичных технологий;
  • Поддерживать общий язык с помощью набора терминов и определений, которые понятны всем заинтересованным сторонам;
  • Помогать соответствовать требованиям, благодаря согласованности с общепринятыми корпоративными стандартами управления (например,  COSO) и методами контроля в сфере ИТ, которых ожидают регулирующие органы и внешние аудиторы.

Как COBIT отвечает этим потребностям

В ответ на потребности, описанные в предыдущем разделе, была создана методология COBIT, сфокусированная на бизнесе, процессно-ориентированная, основанная на контроле и управляемая с помощью измеренияпоказателей.

Нацеленность на бизнес

Ориентация на бизнес является главной темой COBIT. Она разработана не только для использования поставщиками ИТ услуг, пользователями и аудиторами, но также, что более важно, для предоставления полного руководства менеджменту и владельцам бизнес-процессов.

                                        

Методология COBIT базируется на следующих принципах (схема 5):

            Чтобы предоставить информацию, которая требуется предприятиям для достижения их целей, им необходимо инвестировать и управлять ИТ ресурсами, используя структурированный набор процессов, которые обеспечивают сервисы для предоставления информации

Управление и контроль над  информацией являются сердцем методологии COBIT и помогают обеспечить  соответствие бизнес-тербованиям.

Информационные критерии по COBIT