Дополнение к проекту «Корректировка горно-технической части «Проекта отработки пластов 26а и 29а шахты «Есаульская». Том I: Пояснительная записка, страница 29

При пожаре в магистральном конвейерном штреке №29-57 (ветвь 605) с восходящим движением воздуха происходит опрокидывание следующих ветвей:

ветви 910 и 339 – участок конвейерного бремсберга №29-51, ветви 337, 394 и 323 – участок конвейерного штрека №29-30 с исходящими струями воздуха. Опрокидывание данных ветвей приводит к распространению пожарных газов по значительному количеству выработок, что может осложнить выход людей в аварийной ситуации. Для исключения  опрокидывания в данных выработках необходимо установить в магистральном конвейерном штреке №29-57 у сопряжения его с конвейерным бремсбергом №29-51 постоянное дополнительное сопротивление R=0,02 κμ (ветвь 602), а также в сбойке с конвейерным штреком №29-35 (ветвь 277) постоянное дополнительное сопротивление R=0,03 κμ. При установке дополнительных сопротивлений в данных выработках опрокидывание вентиляционной струи происходит только в сбойке с магистральным конвейерным штреком №29-57 (ветвь 603) изолированной глухими перемычками не осложняя выход людей в аварийной ситуации.

При пожаре в промежуточном штреке №29-35 (ветвь 704) с нисходящим движением воздуха происходит опрокидывание следующих ветвей:

ветвь 245 –  сбойка на конвейерный бремсберг №29-51 со свежей струей воздуха изолированная глухими перемычками. Опрокидывание данной ветви не приводит к загазовыванию дополнительного количества выработок и не осложняет выход людей в аварийной ситуации.

Принятые мероприятия по предотвращению опрокидываний вентиляционных струй учтены при естественном распределении воздуха.

Таким образом, выполненный анализ устойчивости проветривания при возникновении пожаров в выработках с нисходящим и восходящим движением воздуха по всем рассмотренным периодам ведения горных работ показал довольно высокую степень устойчивости. Что связано в большей степени с высоким аэродинамическим сопротивлением выработок, значительным количеством воздуха и небольшим углом наклона горных выработок (преобладающие углы наклона 2-60).

Расчет времени выхода людей в аварийных ситуациях

В таблице 3.5-14 приведены расчеты времени выхода людей в изолирующих самоспасателях при аварийных ситуациях в выработках, не входящих в зону реверсии, для наиболее удаленных маршрутов на четыре рассматриваемых периода. Расчеты выполнены с учетом  результатов расчета устойчивости проветривания выработок. Расчет времени выхода людей с рабочих мест на начальной стадии развития аварии выполнен в соответствии с «Уставом ВГСЧ по организации и ведению горноспасательных работ на предприятиях угольной и сланцевой промышленности» (Приложение 14, таблица 1, стр. 188), где определена скорость передвижения горнорабочих в самоспасателях по задымленным горным выработкам (принимая наихудший вариант – сильную задымленность выработок) в соответствии с углом наклона и высотой выработок, средние скорости передвижения людей приняты по уставу ВГСЧ на основании ОСТ-12.43.122-79.

В зону реверсии проектом принимаются следующие выработки:

I период

Путевая штольня, заезд №2 на центральные бремсберги пласта 26а, путевой и конвейерный №26-51 бремсберги, вентиляционный и людской ходки №26-51, путевые бремсберги №26-51юг и №26-51север.

II период

Путевая и вентиляционная штольня, заезд №2 на центральные бремсберги пласта 26а, путевой и конвейерный №26-51 бремсберги, вентиляционный и людской ходки №26-51, путевые бремсберги №26-51юг и №26-51север, магистральные штреки №26-6 и №26-7, людской ходок №29-51, путевые бремсберги №29-51юг и №29-51север.

III период

Путевая и вентиляционная штольня, заезд №2 на центральные бремсберги пласта 26а, путевой и конвейерный №26-51 бремсберги, вентиляционный и людской ходки №26-51, путевые бремсберги №26-51юг и №26-51север, магистральный путевой штрек №26-7, водосборный штрек №26-31, людской ходок №29-51, путевые бремсберги №29-51юг и №29-51север.

В рассматриваемых периодах наиболее протяженные маршруты определялись для наиболее сложных ситуаций возникновения пожаров в выработках, не введенных в зону реверсии.

I период

I.  Пожар на входящей струе в вентиляционном штреке №26-29 (ветвь 198) – выработки выемочного участка №26-29, магистральный конвейерный штрек №26-7, фланговый бремсберг 26-53 загазованы.

II.  Пожар на входящей струе в магистральном путевом штреке №26-6 (ветвь 229) – подготовительные забои северного крыла, бремсберг №26-52 загазованы.

II  период

I.  Пожар на входящей струе в заезде на конвейерный штрек №26-24а (ветвь 244) – выработки выемочного участка №26-24а, фланговый бремсберг №26-52 загазованы.

II.  Пожар на входящей струе в ходке №26-53юг (ветвь 689) – подготовительные забои, участок магистрального штрека №26-7, бремсберг №26-53 загазованы.

III. Пожар на входящей струе в вентиляционном штреке №26-28 (ветвь 528) - подготовительные забои и участок бремсберга №26-53 загазованы.

IV. Пожар на входящей струе в вентиляционном штреке №26-26 (ветвь 467) - вентиляционный и газодренажный штреки №26-26 и участок бремсберга №26-53 загазованы.

V.  Пожар на входящей струе в вентиляционном штреке №29-33 (ветвь 1237) - выработки выемочного участка №29-33 и бремсберг №29-53 загазованы.

VI. Пожар на входящей струе в вентиляционном штреке №29-30 (ветвь 606) - подготовительные забои, участок конвейерного бремсберга №29-51, промежуточный штрек №29-35, бремсберг №29-53 загазованы.

III  период

I.  Пожар на входящей струе бремсберге №26-53юг (ветвь 666)– выработки выемочного участка №26-28 загазованы.

II.  Пожар на входящей струе в вентиляционном штреке №29-30 (ветвь 953) – выработки выемочного участка №29-30 загазованы.

III. Пожар на входящей струе в магистральном путевом штреке №29-54 (ветвь 367) – фланговые выработки выемочного участка №29-30 загазованы.

Как показали расчеты, во всех случаях время выхода людей на свежую струю воздуха не превышает времени действия изолирующего самоспасателя.

При проведении выработок спаренными забоями сбойки между ними должны быть оборудованы шлюзами для прохода людей на расстоянии друг от друга не более 500 метров.