Введение в ценообразование. Ценовая политика предприятия и её реализация. Функции и виды цен, страница 3

5) территория действия:

- единые

- региональные

6) по отношению к внешнеторговым операциям:

- внутренние – обслуживающие национальную экономику, формируются с учётом особенностей отраслей народного хозяйства. Относятся: оптовые цены на строительную продукцию, тарифы грузового и пассажирского транспорта, розничные цены на потребительские товары, тарифы на услуги

- внешние (внешнеторговые) – по которым осуществляется экспорт и импорт товаров и услуг, чаще всего устанавливаются на основе данных о ценах конкурентов. Бывают: 1) экспортные – по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги на мировом рынке, 2) импортные – по которым российский фирмы закупают товары и услуги за рубежом

7) новизна товара:

- «снятие сливок»

- проникновение на рынок

- престижные

- на изделия снятые с производства

8) стадия продажи:

- цена продавца – по которой продавец желает продать свой товар, и формируется на основе цены производства, включающей издержки и прибыль производителя, издержки обращения в цене производства не учитываются

- производства

- потребления – цена товара, складывающаяся из цены производства, транспортных затрат на доставку продукции до потребителя, а также страховых и других сборов при их наличии

- покупателя (спроса) – по которой потребитель готов приобрести товар на рынке

- контрактные (договорные) – согласованные и зафиксированные в договоре на поставку продукции, устанавливаются на срок действия договора, на поставку продукции, выполнение работ. В зависимости от способа фиксации различают несколько видов контрактных цен: 1) твёрдая (стабильная/фиксированная/гарантированная) – устанавливается в момент подписания контракта, не подлежит изменению в течении всего срока его действия, и не зависит от сроков и порядка поставки партии, обозначается оговоркой «цена твёрдая, изменению не подлежит», 2) подвижная – зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки, в контракт вносится ценовая оговорка предусматривающая изменение цены зафиксированной в контракте, в зависимости о повышения или понижения цены на рынке к моменту исполнения сделки, это оговорка о повышении и понижении, 3) скользящая – исчисленная в момент исполнения контракта, путём пересмотра договорной или базисной цены с учётом изменений в издержках производства за период действия контракта

9) по стадии ценообразования:

Элементы цены

Себестоимость производства и реализации Т/Р/У

Прибыль изготовителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

Акцизы

НДС

Издержки посредника

Прибыль посредника

НДС посредника

Издержки

Прибыль

НДС

Цены оптовые изготовителя

Цены оптовые отпускные

Цены оптовые закупки

Цены розничные

Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производства Т/Р/У, являются расчётными, должны компенсировать затраты производителя на изготовление и реализацию и обеспечивать планируемую предприятием прибыль.

Цены оптовые отпускные – кроме цен изготовителя включают косвенные налоги, акциз и НДС. Ставка акциза может быть установлена в %ах к отпускной цене без НДС, но с акцизом и показывает долю акциза в этой цене. Ставка НДС также установлена в %ах к отпускной цене без этого налога, показывает насколько надо увеличить отпускную цену чтобы включить в неё НДС.

Цены оптовые закупки – формируются на стадии посредничества; помимо оптовой отпускной цены включают посреднические надбавки и скидки. Посредническая надбавка используется для компенсации издержек обращения посредников, уплаты НДС и формирования прибыли.

Цены розничные – устанавливаются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки включают торговые надбавки и скидки, обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

10) по форме продажи:

- биржевые

- внебиржевые

- аукционные

Биржевая цена (биржевая котировка) – цена товара, являющегося объектом биржевой торговли, как правило, отражают цены фактических сделок.

11) в соответствии с функцией и ролью цены:

На этапе предварительного определения уровня контрактных цен, ориентируются на публикуемые и расчётные цены.

Публикуемые (объявляемые) – сообщаются в специальных источниках информации, как правило, они отражают уровень мировых цен крупнейших поставщиков данной продукции. К ним относятся: справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены фактических сделок, цен предложений крупных фирм.

Справочные цены – цены товаров во внутренней оптовой или внешней торговле, публикуемые в различных печатных изданиях, экономических газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах.

Внутрифирменная или трансфертная цена – предназначенная для расчётов между отдельными подразделениями или филиалами крупных объединений и корпораций.

Расчётная цена – разновидность трансфертной цены, которая применяется для расчётов управления вертикальной интегрированной структуры с входящими в её состав предприятиями.

12.10.10.

Основы теории спроса

Формы рынка

ФР (рыночная структура) – условия в которых протекает рыночная конкуренция.

Рынок совершенной конкуренции (чистая/идеальная) – рыночная структура, характеризуемая большим количеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. Ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж, т.к. ни одному не принадлежит значительная доля рынка. Вход на рынок и выход с него не связан с какими-либо трудностями. Продавцы и покупатели имеют равные условия доступа информации.