Введение в ценообразование. Ценовая политика предприятия и её реализация. Функции и виды цен, страница 2

Этапы:

1) постановка задач и разработка целей ценовой политики

2) поиск путей решения и альтернатив

3) согласование и обобщение информации

4) принятие ценовых решений

5) реализация принятых решений и контроль

Организация процесса ЦО

Этапы

Процессы

Ответственные подразделения

Ценовой анализ

Анализ клиентов, конкуренции, издержек, стратегический анализ

Маркетинг, сбыт, исследование рынка, отдел контроля, высший менеджмент, производство, отдел исследований и разработок

Установление цен

Составление прайс-листов, дифференциация цен и согласование прайс-листов

Отдел контроля, маркетинг, сбыт

Организация работы с ценами

Принятие ценовых решений, организационные аспекты реализации ценовой политики

Высшее руководство

Реализация ценовых решений

Ценовая реклама, переговоры о ценах, установление транзакционных цен

Сбыт, реклама или рекламное агентство

Контроль ценовых решений

Анализ транзакционных цен и оценок клиентов, информационное обеспечение

Отдел контроля и маркетинга

Транзакционные цены – реальные цены фактически совершённых сделок

Функции и виды цен

Функции цены

Для предприятия производителя определённого вида продукции, цена выполняет производственную и планово-учётную функцию.

Производственная функция цены заключается в обеспечении в результате продажи продукции необходимых и достаточных средств, позволяющих проводить процесс воспроизводства данного вида продукции.

Планово-учётная функция цены – назначение цены быть измерителем планируемых затрат на получение продукции и сложившихся уровней цен на неё.

С точки зрения рыночных отношений, цены также выполняют информационную и стимулирующую функцию.

Информационная функция цены – проявляется в процессе купли-продажи товара на рынке, где цена выполняет роль индикатора отношений между продавцом и покупателем. Для эффективности этой функции необходимо проводить постоянный мониторинг цен.

Стимулирующая функция цены – проявляется при установлении или регулировании цен государственными или муниципальными органами, на товары, имеющие определённое значение для населения или продукцию, потребляемую в большинстве отраслей промышленности и влияющую на уровень цен выпускаемой ими продукции. Способы регулирования цен это акцизы, субсидии, дотации.

Акциз – косвенный налог на продажу определённого вида товара, не связанный с получением дохода продавцом. Он включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты.

Дотации – денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, денежная выручка от продажи производимого продукта которых, меньше издержек на продажу и производство этого продукта.

Виды цен:

1) по сфере товарного обращения:

- на услуги

- на материальную продукцию

- на строительную продукцию

Цены на материальную продукцию делятся на: закупочные, оптовые, отпускные, розничные.

Закупочные – по которым осуществляется закупка у производителей, товаров для государственных нужд, а также с/х товаров для поддержки производителя.

Оптовые – устанавливаются на продукцию, реализация которой осуществляется крупными партиями оптом.

Отпускные – применяются предприятиями при передаче своего товара потребителям.

Розничные – устанавливают на товары народного потребления и на отдельные виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населению в малых или единичных количествах. Обычно складываются из оптовой цены + торговая наценка предприятий розничной торговли.

Цены на услуги (тарифы/тарифные ставки), которые подразделяются на: транспортные, бытовые, коммунальные.

Цены на строительную продукцию могут определяться 2мя способами: сметная стоимость объекта – предельный размер затрат на строительство каждого объекта, усреднённая сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта – за 1м2 жилой площади, малярных работ и т.д.

2) по степени участия государства в ЦО: *схема*

- рыночные: 1) свободной конкуренции, 2) монопольные, 3) демпинговые

- регулируемые: 1) фиксированные, 2) предельные

Цены рыночные – складывающиеся на рынке под влиянием конъюнктуры в процессе взаимоотношений субъектов ЦО.

Цены свободной конкуренции – стихийно складываются под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Монопольные – могут быть высокими или низкими, формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ЦО.

Демпинговые – рыночные цены, уровень которых сознательно занижен, одной или несколькими компаниями в сравнении со сложившимся уровнем цен, используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объёмов продаж, обычно к ним относят цены ниже издержек производства.

Цены регулируемые – складывающееся на рынке в процессе прямого государственного воздействия, что подразумевает предварительное уведомление об изменении цен и их декларирование.

Фиксированные – определённой величины.

Предельные – ограничены нижним или верхним пределом, предельными размерами снабженческо-сбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.

3) по способу возмещения транспортных расходов:

- «инкотермс»

- зональные

- франко

Франкирование цен – предусматривает различный порядок возмещения транспортных расходов. С этой целью в договорах с обозначением пункта места доставки добавляется приставка «франко», которая показывает, что продавец обязан за свой счёт доставить товар в этот пункт. Франко-станция – указывает до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену. Франко-станция отправления и франко-станция назначения, франко-вагон, франко-склад поставщика и франко-склад потребителя.

28.09.10.

4) по времени и действию:

- долговременные

- текущие

- скользящие

- гибкие

- сезонные