Разработка базы данных «Расход медикаментов»

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Содержание:

                                                                                                                                      Страница

Введение

1.  Формулировка задания…………………………………………….3

2.  Нормализация таблиц……………………………………………...3

3.  Структура базы данных……………………………………………7

4.  Основные характеристики используемой СУБД……………….9

5.  Разработка программы приложения……………………………..11

6.  Примеры обработки запросов……………………………………..16

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение:

В данном проекте требуется разработать и создать базу данных «Расход медикаментов», которая  должна позволять пользователю контролировать поступление лекарств и их распределение между пациентами больницы. В состав базы данных должны входить сведения о медикаментах, поступивших в больницу (название, цена, способ применения), данные о пациентах (Ф.И.О., палата, отделение) и данные о выписанных пациентам лекарствах с конкретными свойствами для каждого пациента (дозировка, начало и конец лечения).

Современный пользователь стал, если так можно выразиться, очень «привередливым» в плане интерфейса программы. «Пользователи очень быстро привыкли к тому, что средства взаимодействия с данными и программой дружественны, достаточно сообразительны,  могут учитывать текущую ситуацию, процедуры общения с ними унифицированы во всех приложениях операционной системы. Приложения, предлагающие иные формы возможности взаимодействия с пользователями, сейчас просто не воспринимаются.»[1] В настоящее время практически невозможно встретить приложения, осуществляющие взаимодействие с пользователем только через командную строку (это особенно характерно для приложений разработанных под операционную среду Windows). Поэтому разрабатываемая база данных должна также включать в себя удобный интерфейс (так называемый GUI – Graphic User Interface), который бы позволял осуществлять редактирование данных, их обработку и вывод информации на внешние периферийные устройства (в данном случае принтер).

Учитывая, приведённую выше информацию, разработка базы данных будет прозводиться при помощи  реляционной объектно-ориентированной СУБД Visual FoxPro 5 (компании Microsoft). Данная СУБД позволяет построить базу данных на основе отношений (таблиц) между которыми существует определенный тип связи, устанавливаемый на основании логики типов данных. Также особо стоить отметить визуализацию программирования, т.е. VFP 5 позволяет создавать программы на основе имеющихся классов при помощи своих многочисленных мастеров и построителей, что, несомненно, убыстряет время создания приложений и позволяет пользователю оценить возможный конечный результат ещё на этапе разработки. Далее в работе будут представлены возможности этих мастеров при построении графического интерфейса программы.

Формулировка задания:

Разработать базу данных «Расход  медикаментов», которая должна содержать указанные ниже поля, меню, осуществлять обработку запросов и выдавать отчёт по конкретному пациенту.    

Сведения:

§  Код пациента,

§  Фамилия, имя, отчество

§  Палата размещения,

§  Отделение,

§  Код и название лекарства,

§  Цена,

§  Количество приемов в день,

§  Способ применения (внутренне, внутривенное, раствор и др.),

§  Начало и конец лечения данным препаратом,

§  Количество лекарства, израсходованное на одного пациента.

Меню:

§  Ввод, редактирование и просмотр данных,

§  Обработка запросов, отчет

§  Выход.

Запросы:

ü  Сведения о лекарствах, назначенных определенному пациенту,

ü  Сведения о пациентах, которым назначено определенное лекарство,

ü  Данные о цене определенного лекарства,

ü  Сведения о назначениях медикаментов на текущую дату пациентам определенной палаты.

Отчет с данными об использовании лекарств при лечении определенного пациента.

Нормализация отношений:

Приступая к созданию нового приложения, главное – тщательно спроектировать структуры его таблиц. «В общем, структура данных приложения является определяющим фактором успеха или провала всего приложения. Технология построения БД-приложений в Visual FoxPro базируется на модели реляционных баз данных, предложенной Коддом (E.F.Codd) в 1970 году. В основу  этой модели положены математические принципы теории реляционных наборов. Кодд доказал, что, следуя при создании наборов только немногим формализованным правилам, можно обеспечить простоту манипулирования данными. Его методика получила наименование нормализации данных». [1]

«Исходной точкой является представление предметной области в виде одного или нескольких отношений, и на каждом шаге проектирования производится некоторый набор схем отношений, обладающих лучшими свойствами. Процесс проектирования представляет собой процесс нормализации схем отношений, причем каждая следующая нормальная форма обладает свойствами лучшими, чем предыдущая.

Каждой нормальной форме соответствует некоторый определенный набор ограничений, и отношение находится в некоторой нормальной форме, если удовлетворяет свойственному ей набору ограничений. Примером набора ограничений является ограничение первой нормальной формы - значения всех атрибутов отношения атомарны и нет дублирующихся записей». [3]

Сведения, которые должна содержать база данных, можно разбить на две очевидные категории:

1.  Сведения о пациентах (код пациента, Ф.И.О., палата, отделение, начало и конец лечения, количество израсходованного лекарства, количество приёмов в день).

2.  Данные о лекарствах (код лекарства, название лекарства, способ применения, цена).

Построим предварительную модель ER-диаграммы (ER – Entity Relation с англ. «сущность-связь»). Здесь у нас представлен простой случай бинарной связи с сущностями «Пациенты» и «Лекарства». Показателем кардинальности связи здесь будет значение многие ко многим, т.к. один и тот же пациент может принимать несколько лекарств одновременно и одно и то же лекарство могут одновременно принимать несколько больных.

 


К сожалению СУБД VFP 5 не поддерживает отношения вида многие ко многим, поэтому нам придётся произвести декомпозицию сущностей и ввести дополнительную таблицу «Пациенты-Медикаменты».

Таким образом, перед этапом нормализации мы имеем три таблицы:

1.  Пациенты (код пациента, Ф.И.О., палата, отделение).

2.  Лекарства (код лекарства, название лекарства, способ применения, цена).

3.  Пациенты-Медикаменты (код пациента, код лекарства, начало и конец лечения, количество израсходованного лекарства, количество приёмов в день).

Похожие материалы

Информация о работе