Развитие творческого воображения

Страницы работы

Содержание работы

Развитие творческого воображения (РТВ)

© Мурашковский Ю.С., 2004

Любая творческая деятельность заключается в преобразованиях (в разной степени) каких–то исходных объектов. Это могут быть технические устройства, научные представления, художественные образы и т.п.

Но преобразованию материальному обязательно предшествует преобразование мысленное. Его принято называть фантазией или творческим воображением. Развитое творческое воображение — необходимая составляющая творческого мышления.

В отличие от традиционной психологии, ТРИЗ моделирует творческое мышление, изучая его продукты. Продуктом творческого воображения являются фантастические идеи. Изучение и классификация фантастических идей, содержащихся в мировой фантастике, привели к созданию системы приемов воображения — курса РТВ. Освоение этих приемов расширяет воображение человека практически неограниченно.

Основу системы РТВ составляют простые приемы преобразования объектов. Они сведены в морфологическую таблицу — фантограмму. По одной оси фантограммы отложены универсальные структурно–функциональные параметры систем, а по другой — простые приемы их мысленного преобразования (см. приложение).

При использовании простых приемов очень важна смелость их приложения к объектам. Например, прием увеличения–уменьшения редко дает интересные результаты, если мы увеличим или уменьшим объект в два–три раза. Но при увеличении (уменьшении) в сотни, тысячи, миллионы раз эффективность приема резко возрастает. Параллельно расширяется и творческое воображение человека.

Когда освоены простые приемы, можно переходить к комплексным. Они в разной форме включают в себя простые приемы и закономерности развития систем. Примерами таких комплексов могут служить «Четырехэтажное конструирование» и «Метод тенденций».

«Четырехэтажное конструирование» основано на результатах исследования картотеки фантастических идей. Все фантастические идеи могут располагаться на четырех «этажах»: 1. Фантастический объект. 2. Множество фантастических объектов, дающее в сумме новое качество. 3. Тот же результат, но достигаемый без объекта. 4. Условия, при которых отпадает необходимость в результате.

Если взять в качестве исходного объекта обычный космический корабль, то на первом этаже есть множество идей по конструкции его, по способам полетов и т.д. На втором этаже будут космические флоты: тут нужны будут правила полетов, взаимодействия кораблей, связь, система подготовки космонавтов, особенности профессиональной группы и множество других идей. На третьем — полеты без кораблей — всевозможные телепортации, перевоплощения, обмены разумов и т.п. На четвертом — условия, когда полеты вообще не нужны, например, если во всей вселенной все одинаково и незачем летать, или кроме одного маленького мирка вообще ничего нет. Часть этих идей уже описана и даже растиражирована в фантастике, а часть — новая и еще не использована.

«Метод тенденций» заключается в следующем. Выбирается любая тенденция развития современного общества, например, улучшение питания. Эта тенденция мысленно доводится до максимума: все бесплатно едят всё и в любых количествах. Затем выбирается противоположная тенденция, например, приверженность всевозможным диетам. Теперь сталкиваем обе тенденции.

Составление диет становится ведущей деятельностью человечества, но при этом все продолжают неограниченно поглощать пищу. Возникает новая культура питания — диетическое обжорство, новое направление науки — диеты не для похудения или восстановления здоровья, а для наращивания возможности съесть еще больше. Естественно, меняется и сельское хозяйство, и технология производства продуктов питания. В такой модели общества можно создать множество интересных и оригинальных идей.

Нередко оказывается, что эти идеи не так уж фантастичны. Так, идея о замкнутых микровселенных входит в инструментарий современной космогонии. А идея о диетологии на службе производителей продуктов питания сегодня уже выглядит не столько фантастической, сколько подозрительной.

Особенностью комплексных приемов ТРВ является, как уже говорилось, их соответствие закономерностям развития систем. Четырехэтажное конструирование выстраивает идеи в направлении повышения степени идеальности и постоянных переходов в надсистему. Метод тенденций заставляет видеть мир в тенденциях и противоречиях, показывает возможности развития через решение этих противоречий.

Наблюдения, проведенные в одном из вузов Риги, показали, что студенты, прошедшие предварительно курс РТВ намного глубже и быстрее изучают различные направления ТРИЗ, чем студенты, не прошедшие такого обучения.

Изучение приемов фантазирования дает хорошие результаты не всегда. Оказалось, что овладение ими зависит от степени развитости ассоциативного мышления. Приемы развития ассоциативного мышления еще в должной мере не разработаны и не входят в традиционные курсы РТВ. Однако исследования в этой области продолжаются.

Похожие материалы

Информация о работе