Влияние налоговых рисков на предпринимательскую деятельность на территории Сибирского федерального округа, страница 10

Так, на 1.01.2009 года на территории Сибирского федерального округа налоговыми органами было обнаружено более 405 тыс. фактов переплаты на общую сумму 15,5 млрд. руб. При этом количество фактов переплаты и общая сумма имеет тенденцию к росту. За последние 3 года количество установленных фактов переплаты выросло на 81%, а общая сумма на 61,5%.

Однако, отношение суммы переплат к общей величине налоговых поступлений имеет тенденцию к некоторому сокращению. Так, если доля переплат в налоговых поступлениях в округе в 2005 году составляла 4% (в целом по России – 4,5%), то по итогам 2008 года аналогичный показатель составил 2,4% (по России – 2,6%). Важно отметить, что коэффициент корреляции рассчитанный между размерами переплаты в расчете на 1 налогоплательщика и суммой доначисленных ему платежей по итогам налоговых проверок в 2008 году составил 79,3%.

Обеспечение постоянной переплаты позволило налогоплательщикам несколько снизить негативное воздействие действующей в Российской Федерации системы штрафных санкций. В таблице 4 представлены некоторые расчетные значения полученной экономии в Сибирском федеральном округе. Действительная величина экономии может быть несколько иной, но ее точный расчет возможен только на основе анализа материалов конкретных актов налоговых проверок.

Так, доля экономии штрафов от минимальной расчетной величины по выездным налоговым проверкам налогоплательщиков Сибирского федерального округа по итогам 2008 года составила 30,1%, а по камеральным проверкам – 75,2%, что может быть обусловлено также особенностями проведения контрольных мероприятий (значительное количество результативных камеральных проверок по вопросам обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов по НДС и т.п.).

Таблица 4 – Переплата и штрафные санкции по итогам налоговых проверок налогоплательщиков Сибирского федерального округа в 2008 году

Минимальная расчетная величина штрафа по итогам налоговых проверок, тыс. руб.[4]

Доля покрытия суммами переплаты доначисленных налогов по результатам налоговых проверок, в %

Сумма «экономии» на штрафах, тыс. руб.

Доля экономии штрафов от минимальной расчетной величины, в %.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

77 088 532

67,3

26 779 698

34,7

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

7 812 646

54,3

2 962 441

37,9

 Республика Алтай

108 389

17,4

36 177

33,4

 Республика Бурятия

227 360

45,8

186 992

82,2

 Республика Тыва

133 552

16,2

65 176

48,8

 Республика Хакасия

196 932

89,2

123 965

62,9

 Алтайский край

644 118

46,2

336 443

52,2

 Красноярский край

1 720 540

39,5

767 996

44,6

 Иркутская область

1 019 119

74,8

310 125

30,4

 Кемеровская область

1 131 130

54,1

314 767

27,8

 Новосибирская область

1 087 502

28,4

212 219

19,5

 Омская область

733 030

67,0

243 908

33,3

 Томская область

411 622

33,3

266 115

64,7

Забайкальский край

399 353

154,7

98 559

24,7

Наибольшее распространение среди налогоплательщиков Сибирского федерального округа имеет также практика управления налоговыми рисками на основе «уклонения от рисков» (избежания рисков).

Как было указано ранее, налогоплательщики в целях избежания налоговых рисков представляют уточненные налоговые декларации в ходе проводимых в отношении них камеральных и выездных налоговых проверок. Сталкиваясь с действиями со стороны налоговых органов многие налогоплательщики предпочитают избегать представления «отрицательных» деклараций по НДС, «убыточных» по налогу на прибыль, а лица, вызванные на заседания межведомственных комиссий по легализации объектов налогообложения - увеличивают официально декларируемую заработную плату работников. В таблице 5 представлены некоторые сведения, свидетельствующие об избегании рисков.

Таблица 5 – Уточнение налоговых обязательств налогоплательщиками Сибирского федерального округа в 2008 году

Отношение сумм уточненных налогов при получении требований о представлении документов к суммам доначисленных налогов по камеральным налоговым проверкам, в %

Отношение сумм уточненных налогов при получении требований о представлении пояснений к суммам доначисленных налогов по камеральным налоговым проверкам, в %

Отношение сумм уточненных налогов к суммам доначисленных налогов по выездным налоговым проверкам, в %

Доля налогоплательщиков, повысивших заработную плату до среднего уровня по виду экономической деятельности после заслушивания на комисии[5]

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

43,0

61,0

7,9

Н/д

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

40,1

86,6

7,9

61,2

 Республика Алтай

10,2

20,3

10,4

82,3

 Республика Бурятия

23,9

125,6

12,4

78,7

 Республика Тыва

26,4

42,7

0,3

90,2

 Республика Хакасия

19,2

139,3

5,9

57,9

 Алтайский край

18,6

83,5

10,3

56,5

 Красноярский край

59,6

36,4

9,1

56,5

 Иркутская область

46,3

55,2

8,7

73,1

 Кемеровская область

49,2

327,7

2,0

63,8

 Новосибирская область

31,4

95,5

10,9

46,3

 Омская область

32,7

35,1

6,3

72,5

 Томская область

10,3

43,2

13,8

80,2

Забайкальский край

62,4

85,2

154,7

71,7