Античные представления о культуре. Культура Древнеи Греции, страница 6

Однако точка зрения Б. Снелля оспаривается. Г. Френ-кель отмечал в частности: ≪Гомеровский человек есть це-лое, но не сумма тела и души. Гомеровское слово для обоз-начения личности, единого целого, частями которой явля-ются отдельные органы, есть ≪голова≫. Руки —обязатель-но орган человека, а не тела, также как и ≪тюмос≫ —органчеловека, а не души. Весь человек всюду есть одинаковоживой, его активность, которую мы называем также ду-ховной, может быть описана в каждом его члене. Телес-ные и духовные органы просвечиваются друг через друга, вравной степени обозначая ≪я≫.

Существенный вклад в изучение проблемы внес вид-ный ученый Р. В. Гордезиани, который обратил вниманиека личностность - выбора, осуществляемого гомеровскимигероями, на индивидуальность мотивации. Известный ис-следователь К. фон Фритц, исследуя вопрос о мышлении у Гомера, отмечает, что в различных ситуациях объект яв-ляется только поводом, благодаря которому лицо полностьюсознает значение ситуации. ≪Эта ситуация является собственно объектом умственного действия, которая обозначаетсяглаголом noein≫.Конечно, практика объективирования эмоциональныхпобуждений, трактовка ≪тюмоса≫ как самостоятельного ор-гана, по замечанию Доддса, открывало путь к религиознойидее влияния богов на людей посредством его воздействияна ≪тюмос*. Но гораздо интересней, по нашему мнению,другое замечание Доддса, о характерном для Гомера при-еме объяснения характера или поведения в терминах знания (Ахилл ≪как лев, о свирепствах лишь мыслит≫ —Ил.XIV, 41; Полифем ≪никакого не ведал закона≫—Од. IX,189). По его мнению, и первое, и второе поясняет веру го-меровского человека в психологическое вмешательство бо-гов. ≪Если характер есть знание, тогда то, что не являетсязнанием, не является и частью характера, но приходит кчеловеку извне. Когда он действует способом, противопо-ложным системе элементов сознания, которые считаютсяизвестными ему, то действие является, строго говоря, неего собственным, но продиктованным ему. Другими сло-вами, несистематизированные внерациояалъные импульсыи проистекающие из них действия имеют тенденцию ис-ключаться из ≪я≫ и приписываться происхождению из чего-то отчужденного≫.Приведенная цитата в определенной степени опровергает собственные мысли автора. Попытка личности выне-сти не поддающиеся рациональному обоснованию импуль-сы во вне свидетельствуют о пробуждении самосознания.Человек открывает самого себя. Рациональная ориентациягомеровского человека проявляется в соотношении замыс-ла и действий, разрыв между поведением человека и егодействительными мотивами проявляется в скрытности,хитрости (например, образ ≪хитроумного≫ Одиссея). Пред-варительное осмысление ситуации, попытки дать ей неор-динарное решение вообще характерны для Одиссея, в мыш-лении которого сталкивается новое (рациональный поиск)и традиция, и делается выбор в пользу первого, И хотя го-меровский человек связывал ≪меру правильных дел≫ с Зев-сом, это не исключало мотивацию действий, постановку иобсуждение вопросов о причине и цели действий. Как за-метил М. Поленц, гомеровский человек испытывал в от-дельные моменты вмешательство богов, однако чувству са-мосознания и свободе героя этим ущерб ни в коем случаене был нанесен: проблемы свободы воли он не знал. Види-мо, ≪культура стыда≫ в рамках которой обычно описывает-ся поведение гомеровских героев, допускала возможность воздействия богов на человека. Вопрос о личностном со-знании выходит далеко за пределы лингвистических иссле-дований понятий, посредством которых в истории обозна-чалось ≪я≫. Можно согласиться с М. Моссом, что тема ≪я≫ — это тема оциальной истории.

Одна из ранних форм социальной типологии личное-ти —≪вхождение в имя≫. Человек при этом понимается какпродукт воплощения размножающихся и постоянно возро-ждающихся духов племени. Соответственно признаваласьвозможность непосредственного воздействия (а не опосре-дованного, через психику человека, как у Гомера) духов идемонов на человека, а личностное поведение состояло вспособности сохранить в любой ситуации требуемое досто-инство и личные качества. Человек, не выполнивщий лич-ных требований, предъявляемых в соответствии с его име-нем, становился тем, кто оказывался ≪без имени≫, ≪теряллицо≫. У Гомера же ссылка на богов подразумевала попыт-ку ≪сохранить лицо≫. Агамемнон, сваливая вину на Зевса,тем не менее приносит Ахиллу компенсацию за нанесен-ный ущерб, т. е. сохраняет свое положение ≪пастыря наро-дов≫. В конечном счете, как поясняет Нестор, в действия(сражении) можно узнать, в ком заключена, причина собы-тий: в богах или людях (Ил. I, 367—68).≪Басилеи≫, ведущие свою родословную от богов, вкладывают совершенно иное содержание в обожествляемыеими генеалогические связи, чем это было в племенном ипрофессиональном сознании микенского общества. Обычно о них говорится накануне сражения, для того, чтобыподчеркнуть собственное достоинство и значимость поедин-ка, равно как в поражении, так и в победе. Показателен sэтом отношении диалог Диомеда и Главка. Главк подроб-но говорит о своих генеалогических связях, но они могутбыть расценены как его собственное достояние. Характер-но, что генеалогические связи накладывают на героя лич-ные обязательства:Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться,Рода отцов не бесчестить, которые славой своеюБыли отличны в Эфире и царстве ликийском пространном.(Ил. VI, 208—10)Такая ориентация говорит о возвышении человеческого над божественным: да, боги сильнее человека, и незнают быстро губительной старости, но человек сам ответ-ственен за свою судьбу. Он будет сражаться за свое досто-инство и славу несмотря на то, будут ли боги на его сторо-не или нет, тем более, что среди богов нет единства, иобычно герой Гомера ≪любезен≫ тем или другим богам.Но главное, на что рассчитывают герои, —это их собствен-ные силы, которые приносят им славу. Основная норма, всоответствии с которой дается позитивная или негативнаяоценка героя, —его ≪доблесть≫ (≪арете≫). Доблесть эта — военная, она отождествляется  храбростью, воинствен-ностью, Агамемнону, призывающему к отступлению отТрои и к бесславному возвращению на Родину, ДиомедДар лишь единый тебе даровал хитроумный Крокион:Скипетром власти славиться дал он тебе перед всеми;