Античные представления о культуре. Культура Древнеи Греции, страница 16

Но в то же время развитие демократии, увеличениеэкономического могущества Афин (приток значитель-ной суммы денег от союзнических взносов) имели сво-им последствием и нечто противоположное. Уже рефор-мы Солона способствовали дальнейшему развитию ре-месла, а благодаря упорядочению денежной системы,системы мер и весов и развитию торговли. Победа гре-ков в войне с персами и образование Афинского мор-ского союза способствовали как увеличению числа рабов (плененных персов обратили в рабов), так и прито-ку в Афины большого числа ремесленников и торгов-цев из числа метеков и вольноотпущенных. Конечно,нельзя представить себе дело так, что граждане Афинжили только за счет обложений торговых слоев, а самипрезирали труд и не работали. На неправомерность при-писывания античности презрения к труду справедливоИстория мировой культурыуказывают А. Ф. Лосев и Ф. X. Кессиди. Но как могли конкурировать небольшие хозяйства, рассчитанные наличное потребление, с довольно развитыми хозяйства-ми метеков и вольноотпущенников, использовавшихтруд рабов? Уже Сократ подает советы, как прокормитьсвободному своих домочадцев: распределить междуними работу, а продукты продавать на рынке. Симптомзнаменательный —ведь даже должность управляюще-го чужим имением в этот же период воспринимаетсякак достойная раба. В своем влиянии на ойкосное хо-зяйство товарные связи, торговая конкуренция и меж-полисные войны сливаются в единый комплекс.

Противоречивость обозначенных выше тенденций со-циального развития полиса вытекает опять же из истори-ческих особенностей античной формы собственности. Соб-ственность гражданина, как мы уже выяснили, обеспечи-вается тем, что он в состоянии выполнять военные и поли-тические обязанности. Последнее же возможно лишь в томслучае, когда, во-первых, личное хозяйство гражданинаобеспечивает возможность этой формы траты прибавочно-го времени; во-вторых, когда не создается экономическойугрозы существованию самостоятельных хозяйств всех учас-твующих в политической деятельности граждан.Личный труд политически активных граждан высту-пает основой античного полиса. ≪Мелкое сельское хозяй-ство, производящее для непосредственного потребления,промышленность как побочное занятие членов семьи≫ — такие экономические формы могут обеспечить сохране-ние равенства между свободными собственниками. Меж-ду тем, воспроизводство таких ограниченных экономических форм неизбежно становится их разрушением. Оностановится разрушением по той причине, что развитиерабства, товарно-денежных отношений становится факто-ром, делающим невозможным воспроизводство отноше-ний между членами полиса как полноправными и равны-ми собственниками и, соответственно, как политическиактивными гражданами.

Культура древнего мираВ изменении политической сферы (в эволюции поло-жения членов полиса как собственников и, одновремен-но, граждан) проявляется, таким образом, развитие эко-номических основ полиса. Изменение политической сферы (ее разрушение с потерей полисами своей самостоя-тельности в эпоху эллинизма) должно было привести кразрушению представлений о естественности культурно-го существования человека, к выдвижению других (по срав-нению с характерными для классического полиса) идеа-лов и ценностей культуры: не обоснование социальныхнорм поведения, подразумевающее их политическую ак-тивность, а обоснование путей достижения ≪атараксии≫ (не-возмутимости) выдвигается на первый план.Контрольные вопросы1. Что такое античный полис?

2. Древнегреческая демократия.3. Древнегреческая личность.4. Античный политеизм.

5. В чем состоит агональный характер античной культуры?Литература1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л., 1976.

2. Античная культура и современная наука. М., 1985.3. Античность как тип культуры / Отв. ред. А. Ф. Лосев.М., 1978.

4. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.5. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.6. Вернан Ж.-П, Происхождение древнегреческой мысли.М., 1988.7. Волков Г.Н. У колыбели науки. М., 1971.

8. Гесиод. Теология. Работы и дни // Эллинские поэты.Пер. В. Вересаева. М., 1963.9. Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1960.

История мировой культуры10. Джохаязе Д.В. Основные этапы развития античнойфилософии. М., 1977.

11. Древние цивилизации / Под. общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989.12. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней ГрецииVIII-VBB. ДО Н. Э. Л., 1985.13. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

14. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки. М.,1989.15. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. I. M., 1963.

16. Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции.М., 1979.17. Соколов В.В. Философия древности и средневековья //Антология мировой философии. Т. I. Ч. 1. М., 1969.18. Соколов В.В. Исторические условия формирования античной философии и диалектики // История античнойдиалектики. М., 1972.19. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.М., 1981.__

5.1. Из истории античной Культуры

Расцвет античной демоИратии

ХараИтеристиИа афинсИой демоИратии у ФуИидида

(Фукидид, История, II, 3641)

В излагаемом ниже отрывке из II книги Фукидида при-ведена речь, произнесенная Периклом над останками воинов, которые пали в первый год Пелопоннесской войны(431 г. до н.э.) и по обычаю предков были погребены засчет государства.Изложение речей, произнесенных историческими ли-цами при тех или иных обстоятельствах, является одним из излюбленных литературных приемов Фукидида. Одна-ко сам Фукидид признавал, что, воспроизводя эти речи, онпередает лишь общий смысл выступления. Таким образом,речи исторических лиц у Фукидида в большей степени ском-понованы им самим.Фукидид в уста Перикла вложил панегирик демократи-ческому строю Афин.