Античные представления о культуре. Культура Древнеи Греции, страница 11

Можно допустить, что гомеровский человек воспри-нимал богов иногда и как хтоиические природные силы.Но не эта сторона выступает на первый план во взаимо-отношениях человека с богами. Хтоническому божест-ву, представляющему собой естественное природное яв-ление, не присущи рациональные действия. Однако, ког-да боги очеловечиваются, их действия приобретают ра-циональный характер, человек ожидает от них челове-ческого разумного поведения. Во взаимоотношенияхлюдей и богов ведущая роль начинает принадлежатьчеловеку. Хотя боги и следят за предначертаниями судь-бы, человек сам поступает в соответствии с судьбой или≪судьбе вопреки≫, всегда сознательно осуществляет выбор. Человек сам отвечает за свои поступки (проблемамотивации и результата человеческих действий приоб-ретает при этом самостоятельное значение). Человексчастлив не потому, что его любят боги, а наоборот, богиего любят, потому, что он счастлив. Боги любят счас-тливых людей и преследуют несчастных. Человек непросил у богов невозможного. Единственное, с чем онсвязывал все их преимущества, заключалось в вечноймолодости и бессмертии богов. Но это пролагало между богами и людьми непроходимую грань. Гомеровскийчеловек имеет дело с богами, не изменяющими мироз-дание, не властными над судьбой человека, ко так отнего отличными. Жизнь богов протекает в ином изме-рении. Они не знают ни ≪быстрогубительной≫ смерти,ни ≪печальной≫ старости и находятся в состоянии веч-ного блаженства —≪эвдемонии≫. Хотя боги постоянновмешиваются в человеческую жизнь, любят, ненавидят,сражаются, вступают со смертными в брак, имеют в этомбраке детей, они руководствуются при этом своими со-бственными соображениями, главное из которых заключается в том, что боги никогда не захотят нарушить из-за людей присущее им состояние ≪эвдемонии≫.Обратимся к эпизоду с оттеснением Гектора от кораб-лей. Апполон, повинуясь Зевсу, устремляется на поле сра-жения, находит Гектора, ≪унылого духом≫, и вдыхает внего ≪ужасную силу≫ (Ил. XV, 235—69). Во всем эпизодеречь идет о явлениях психического характера. Аполлон воз-действует на ≪тюмос≫ Гектора (аффективная часть души),≪вдыхает≫ в него ≪менос≫ (≪менос≫ характеризует не физи-ческую силу, а состояние сознания, порыв, духовный подъ-ем). Состояние Гектора, только что ≪томно дышащего≫,чуть оправившегося после удара камнем в грудь, нанесен-ного Аяксом Теламонидом, после ≪вдыхания≫ в пего ≪ме-носа≫ отличается небывалым приливом энергии. Как ≪вды-хание≫ в него ≪меноса≫, так и прямое участие Аполлона всражении преследуют одну и ту же цель —оттеснить ахей-цев к кораблям. Эти цели соответствуют горячему жела-нию Гектора защитить Трою, его замыслам оттеснить ахей-цев к .кораблям и, добившись победы, сжечь корабли, ли-шив греков возможности возвращения на родину. Но за-мыслы Гектора и замыслы Зевса, которые реализует Апол-лон, совпадают лишь на определенное время. Божествен-ный замысел превосходит человеческий и в конечном счетеразрушает его. Гектору не дано знать, что оттеснение ахей-цев к кораблям вызовет лишь вступление в бой Патрокла,которого ему и предстоит убить, а затем самому пасть отруки Ахилла.

В соответствии с собственным замыслом боги опреде-ленным образом подготавливают человека к задуманнымими событиям (Зевс вынашивает свой замысел отмщенияза поругание Ахилла), подталкивают человека к приня-тию выгодного им решения, т. е. отвечающего в данныймомент их глобальному замыслу. Достигается это посыл-кой знамений и посредством основанных на них проро-честв. Особое место отводится снам. Существуют приви-легированные свидетели снов, сок ≪простого смертного≫почли бы за ложь, сон же ≪владыки народов≫ Агамемно-на, которому Зевс обещает близкую победу над Троей,принимают за руководство к действию. Этот сон выступа-ет прологом событий, собирается собрание, принимаетсярешение воевать до разрушения Трои, войска устремля-ются на битву. Но, оказывается, сон был обманчив. По-обещав быструю победу ахейцам, Зевс дарует ее троян-Культура древнего мирз

цам. Боги вмешиваются и в поединок Париса и Менелая,расстраивая человеческие замыслы.Боги, вообще, неоднократно вводят человека в заблуж-дение, принимая обманчивый вид, вселяя в человека на-прасные надежды, посылая ему двусмысленные знаме-ния, лишая его разума как раз в тот момент, когда чело-век принимает решение. Боги неоднократно ≪забирают≫,≪разрушают≫, ≪околдовывают≫ человеческий разум. В этихслучаях употребляется термин ≪атэ≫. ≪Но такое понятиекак ≪атэ≫ у Гомера не является само по себе личностнымагентом... Это слово никогда, по крайней мере в ≪Илиаде≫, не означает объективного несчастья, как это обычнобывает в трагедии. Всегда, или практически всегда ≪атэ≫является состоянием сознания —временным помутнени-ем или помешательством нормального сознания≫. Созда-ется впечатление, что если у людей и были основанияжаловаться на богов, то это зависело от беспрестанныхпопыток- богов расстроить человеческий замысел, втор-гнуться во внутреннюю (духовную) жизнь человека. Ноэти внутренние вторжения составляли часть общего ≪внеш-него≫ воздействия на человека со стороны демона или бога.Действующие извне на психику человека боги менее всегопредставляли собой ≪легкую буффонаду≫, ≪внешний при-ем≫, не имеющий ничего общего с религиозностью гоме-ровских героев. Наоборот, боги (и прежде всего Зевс)именно в столкновении с замыслом людей предстают на-иболее ≪полнокровными≫, наиболее жизненными. Одна-ко, в отличие от хтонических восточных богов, гомеров-ские боги живут ≪эфирной≫ жизнью мысли и замысла,несравненно превосходящего человеческий. Общий рационалистический контекст характеризует действия богов илюдей и выглядит следующим образом: для людей на-иболее ощутимо вмешательство богов в их сознание, богиже поражают человека, вызывают религиозное поклоне-ние как неподвластные индивидуальному человеческо-му разуму силы.С другой стороны, нет оснований говорить о гомеровИстория мировой культурыских богах и как о всесильных и всемогущих деспотах, пол-ностью подчинявших себе людей. Потеряв власть над судь-бой, боги помогают ей, но чисто по-человечески размыш-ляя, как это сделать, и воплощая свой замысел в действие спомощью различного рода хитростей и уловок. К истори-ческому рассмотрению антитезы ≪дионисийское≫ —≪апол-лоновское≫, ≪боги —человек≫ (в противоположность одно-сторонней абсолютизации одного из ее членов) возвращаетнас феномен ≪греческого пессимизма≫. Одна его сторона — вера в зависть богов, боязнь неведомых ил, способных разрушить человеческий замысел; другая —вера в собствен-ный разум и его способность разобраться в природе вещей.Античный полис Hah феномен культуры