Цепи с обратной связью. Нелинейные цепи. Усилительные устройства. Автоколебательные системы (12-15 главы учебника "Радиотехнические цепи и сигналы" под ред. К.Е.Румянцева), страница 27

              Анализируя положение точки 1 на рис. 15.5, заметим, что уве­личение напряжения обратной связи Umocприводит к росту рабо­чей крутизны S*, а уменьшение Umocприводит к уменьшению S*. Подобная зависимость крутизны транзистора S* от напряжения обратной связи Umocговорит о неустойчивой работе автогенерато­ра в точке 1. В точке 2 увеличение напряжения обратной связи Uoc приводит к уменьшению крутизны S*транзистора и, наоборот, уменьшение uосприводит к росту крутизны S* ,что свидетельствует об устойчивой работе автогенератора.

15.5. Режимы самовозбуждения автогенератора

              При выборе рабочей крутизны транзистора S* согласно (15.8) значение коэффициента затухания в контуре становится отрица­тельным δА < 0, что обеспечивает возникновение колебательного процесса в автогенераторе. В данном случае рабочая крутизна S*транзистора зависит как от параметров контура LK и R, так и от взаимной индуктивности M, определяющей величину коэффици­ента обратной связи коса)- В связи с этим рассмотрим влияние величины взаимной индуктивности М на момент возникновения самовозбуждения в автогенераторе.

              Для обеспечения устойчивой работы автогенератора относи­тельно рабочей крутизны транзистора должно выполняться усло­вие dS*/duoc< 0. Этому условию соответствует участок кривой пра­вее точки A, представленной на рис. 15.5. На этом участке каждому значению взаимной индуктивности М соответствует свое значе­ние рабочей крутизны транзистора S*. На рис. 15.6 показано опре­деление влияния взаимной индуктивности на работу автогенера­тора.

              Значение рабочей крутизны S*транзистора определяется вы­ражением (15.8). При малых величинах взаимной индуктивности М=M1 (см. рис. 15.6) величина S*больше возможной крутизны транзистора. В этом случае коэффициент затухания в контуре больше нуля и самовозбуждение в автогенераторе возникнуть не может.

              При дальнейшем увеличении взаимной индуктивности М воз­никает ситуация, когда значение рабочей крутизны транзистора S*накладывается на кривую крутизны транзистора, например, M= М2. В этом случае коэффициент затухания в контуре δА прини­мает значение больше или равное нулю. При М ≥ М3 значение рабочей крутизны транзистора понижается и возникает ситуация, когда коэффициент затухания δА становится меньше или равен нулю, что приводит к возникновению колебательного процесса в автогенераторе.

              Рост взаимной индуктивности М приводит и к росту напряже­ния обратной связи иос (см. рис. 15.6), которое суммируется с на­пряжением смещения Uсм и вызывает увеличение амплитуды пер­вой гармоники Im1 тока коллектора. Напряжение смещения тран­зистора Uсм (см. рис. 15.4, а) можно выбирать в достаточно широ­ком диапазоне от Uсм = 0 до напряжения смещения, обеспечиваю­щего большой ток коллектора, например, Uсм1 на рис. 15.4, а.

Рис. 15.6. Определение влияния взаимной индуктивности на работу авто­генератора

               Случай, когда выбор величины напряжения смещения  Uсм при­водит к большему току коллектора, а выбор величины взаимной индуктивности Мк плавному росту напряжения обратной свя­зи иос, называется мягким режимом самовозбуждения автогенера­тора. При настройке на этот режим автоколебания в автогенерато­ре возникают непосредственно после подачи на него напряжения питания.

               При задании напряжения смещения близким к нулю Uсм = Uсм2 (см. рис. 15.4, а) рабочая крутизна транзистора S* будет суще­ственно меньше Smin(см. рис. 15.4, б), так как на начальном учас­тке передаточной характеристики ток коллектора iк транзистора имеет малую величину. Это говорит о необходимости обеспечения большого напряжения обратной связи uoc для возникновения ко­лебаний в автогенераторе. Только при высоком напряжении об­ратной связи uoc можно получить рабочую крутизну S* транзис­тора на участке кривой крутизны правее точки А (см. рис. 15.5), где будет выполняться условие

 dS*/duбэ< 0, говорящее о возмож­ности достижения автогенератором устойчивого состояния при его работе. Для получения высокого напряжения между базой и эмиттером транзистора и возникновения колебаний в автогенера­торе необходимо обеспечить сильную обратную связь за счет боль­шой взаимной индуктивности М=М/.На рис. 15.7 показано воз­никновение колебаний в автогенераторе при малых напряжениях смещения.

              В последующем при возникновении колебаний в автогенера­торе обратная связь может быть ослаблена до уровня М= М// (см. рис. 15.7), что не прекратит процесс генерации в автогенераторе.

              Режим, при котором колебания в автогенераторе возникают при сильной взаимной индуктивности М = М/ и пропадают при снижении взаимной индуктивности меньше величины, опреде­ляемой условием М= М//, называется жестким режимом самовоз­буждения автогенератора.

              Достоинством автогенераторов с мягким режимом самовозбуж­дения является то, что они начинают генерировать колебания непосредственно при подаче на них напряжения питания, однако они имеют низкий КПД.

Рис. 15.7. Возникновение колеба­ний в автогенераторе при малых напряжениях смещения

                Достоинством автогенерато­ров с жестким режимом самовоз­буждения является высокий КПД за счет того, что транзистор ра­ботает с отсечкой коллекторно­го тока, однако для запуска этих автогенераторов требуется поми­мо подключения напряжения питания дополнительное внеш­нее воздействие по цепи ОС, приводящее к возникновению колебаний в автогенераторе.

15.6. Практические схемы автогенераторов LC-типа