Экономический цикл: безработица и инфляция, страница 5

2. Конкурентоспособные фирмы.

Отрасли промышленности, производящие потребительские товары кратковременного пользования – это конкурентоспособные фирмы, отличающиеся низкой концентрацией. Когда на рынке представлено очень большое число фирм и, следовательно, высок уровень конкуренции. Очевидно, что такие фирмы не могут удерживать цену.

Вывод:

Таким образом, в условиях экономического спада, когда спрос на товары и услуги уменьшается, монополии незначительно понижают цены и значительно сокращают объем производства. А конкурентоспособные фирмы значительно понижают цены и незначите6льно объем производства.

Безработица

Различают три основных вида безработицы:

- фрикционную;

- структурную;

- циклическую.

1. Фрикционная безработица.

Термин «фрикционная безработица» используют в отношении тех безработных, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшее время. К таким безработным, прежде всего, относят молодых специалистов, только что закончивших ВУЗ или получивших профессиональное образование или рабочую профессию.

Кроме того, к фрикционным безработным относят работников, которые находятся «между работами» (то есть с одной работы уже уволились, а на другую еще не поступили), то есть переходят с низкооплачиваемой и малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и продуктивную работу. В результате это означает более рациональное распределение и использование трудовых ресурсов и, следовательно, больший реальный объем национального продукта.

Таким образом, основная характеристика фрикционных безработных состоит в том, что эти безработные могут получить работу в любой момент времени без дополнительного обучения или переподготовки. Фрикционная безработица считается неизбежной.

2.  Структурная безработица.

          С течением времени, в результате роста научно- технического прогресса предпринимательский сектор выбрасывает на рынок совершено новые товары и услуги, и тем самым изменяется структура потребительского спроса. Это значит, что спрос на старые товары уменьшается или вовсе прекращается, а на новые товары увеличивается. Для того чтобы обеспечить производство новых товаров и услуг, требуются и новые профессии, поэтому точно также, как и на товары, спрос на старые профессии уменьшается или вовсе прекращается, а на новые профессии, ранее не существовавшие, увеличивается.