Основные экономические вопросы и типы экономических систем, страница 13

2. Общественные товары и услуги.

         Существуют определенные товары, которые называются общественными или государственными благами. Это товары, которые рыночная система не намерена производить, поскольку  особенности таких товаров резко отличаются от особенностей товаров индивидуального потребления.

Таким образом, необходимо выяснить особенности товаров индивидуального спроса и общественных товаров, то есть различие между ними.

1. Товары индивидуального потребления.

Товар, предназначенный для индивидуального потребления, делим, то есть он состоит из достаточно мелких единиц, чтобы отдельные потребители могли его купить. Кроме того, на этот товар распространяется принцип исключения. Это значит что те потребители, которые не могут или не хотят платить, не получают никаких выгод от данного товара. Рыночный спрос, состоящий из суммы пожеланий каждого потенциального покупателя, дает возможность продавцам получить выручку, а тем самым и прибыль, то есть получить общий доход, превышающий издержки производства. Равновесие между произведенным и купленным количеством товара, предназначенного для индивидуального потребления, зависит от цены на этот товар, которая, как известно, определяется соотношением рыночного спроса и предложения. Это равновесие является оптимальным в том смысле, что оно максимизирует совокупное благосостояние тех продавцов и покупателей, которые непосредственно участвуют в рыночной сделке.

2. Общественный товар.

Общественный товар является неделимым и на него не распространяется принцип исключения. Это значит, что когда товар уже произведен, производитель лишен возможности помешать пользоваться его благами тем потребителям, которые не платили за этот товар. Поскольку потенциальные покупатели извлекают выгоду из общественного товара, независимо от того платили ли они за него или не платили, то подлинные предпочтения потребителей не выясняются.

Иначе говоря, потребители добровольно не платят за общественный товар на рынке. Из этого следует, что показатели рыночного спроса на общественный товар либо не существуют, либо значительно занижены. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход, чтобы покрыть издержки производства, хотя коллективная выгода от этого товара может быть равна соответствующим экономическим издержкам или даже превышать их.