Анализ индивидуальных рынков. Теория спроса и предложения, страница 3

Влияние цены на спрос называется «изменением величины спроса», что графически можно представить движением точек (например, А и В) по стабильной кривой спроса Д1 (кривая не смещается). Это значит, что перемещение точки по кривой вверх указывает на увеличение цены товара и параллельное сокращение спроса на него. Перемещение точки по кривой вниз указывает на уменьшение цены и параллельный рост спроса.

Таким образом, указанные изменения происходят «при прочих равных условиях». Если же «прочие условия», то есть те неценовые факторы, которые раньше считались постоянными, изменяются, то графически модель предполагает смещение всей кривой либо вправо к Д2, либо влево к Д3.

Смещение влево к Д2 от Д1 указывает на увеличение спроса по каждой возможной цене под воздействием изменения неценовых факторов. Это значит, что даже при тех же ценах потребители увеличили спрос на данный товар. Смещение влево от Д1 к Д3 указывает на уменьшение спроса по каждой возможной  цене при изменении неценовых факторов. Это значит, что даже при неизменных ценах потребители покупают меньшее количество данного товара, чем раньше.

Влияние неценовых факторов на спрос называется «изменением в спросе». В данном случае «прочим равным условиям» является цена, которая задана, известна и не изменяется (потребители не реагируют на цену товара). Таким образом, указанные  изменения в спросе происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными.

Обобщение.

Анализируя кривую спроса, необходимо отличать «изменение величины спроса», вызванное изменением цены и графически предполагающее стабильную кривую, от «изменений в спросе», вызванных изменением одной или нескольких неценовых детерминант, приводящих к смещению всей кривой.

К основным неценовым факторам спроса относятся:

1) вкусы или предпочтения потребителей;

2) доходы потребителей;

3) цены на сопряженные товары;

4) ожидания потребителей  относительно будущих цен, доходов и     наличия товаров;

5) число покупателей на рынке.

1. Вкусы или предпочтения потребителей.

Благоприятное для данного товара изменение вкусов или предпочтений потребителей, вызванное рекламой или изменением моды, приведет к росту спроса на данный товар и смещению кривой вправо. Кроме того, спрос может увеличиться и в результате технологических изменений  в виде появления на рынке нового товара.