Эластичность спроса и предложения, страница 6

Таким образом, в первом случае при уменьшении цены произошло лишь незначительное увеличение количества покупок, что не позволило фирме компенсировать потери от снижения цены. В результате общая выручка снизилась. Во втором случае увеличение цены привело лишь к незначительному уменьшению количества покупок, что не повлекло за собой уменьшение общей выручки и, более того, было компенсировано ростом цены. В результате общая выручка увеличилась.

Вывод.

Если спрос неэластичен, то цена за единицу товара и общая выручка фирмы изменяются в одном и том же направлении.

Эластичность предложения.

            Если производители товаров и услуг чувствительны к изменению спроса и цены, то есть могут отреагировать на эти изменения изменением объема производства, то предложение эластично и наоборот.

Эластичность предложения измеряют при помощи коэффициента Еs, который вычисляется по той же формуле, что и коэффициент Еd , но в данном случае необходимо заменить «спрашиваемую» продукцию, на «предлагаемую» продукцию.

Основным фактором, определяющим степень эластичности предложения, является время, которое необходимо производителю, чтобы отреагировать на изменение спроса и цены изменением объема производства, а изменение объема производства требует изменения количества всех используемых ресурсов, изменение количества ресурсов требует значительного времени.

То есть следует ожидать, что чем продолжительнее время, которым располагает производитель, чтобы изменить количество всех используемых ресурсов, тем больше изменится объем производства и выше будет эластичность предложения.

 В связи с этим при анализе эластичности предложения рассматривают три  временных рыночных периода:

1.  Кратчайший рыночный период.

2.  Краткосрочный (короткий) рыночный период.

3.  Долгосрочный (долгий) рыночный период.

1.  Кратчайший рыночный период (m)

Этот период времени настолько мал, что производители не успевают изменить количество всех занятых ресурсов, следовательно, в пределах кратчайшего рыночного периода объем производства не изменяется и предложения является совершенно неэластичным.

  Пример. Предположим, что кратчайший рыночный период это один сельскохозяйственный сезон. Фермер предлагает на рынке весь урожай данного сезона. Причем предлагаемая продукция является скоропортящейся и, следовательно, должна быть продана по любой рыночной цене. Если бы: