Поэма «Медный всадник» ― одно из величайших созданий А.С.Пушкина

Страницы работы

Содержание работы

«Медный Всадник» вместе с

«Полтавой» образуют самую

великую «Петриаду», которую

только в состоянии создать гений

великого национального поэта.

                                   В.Г. Белинский

В начале своей работы я хочу остановиться на обосновании выбора темы своего исследования. На рубеже XIX-XX веков в России отмечается небывалый расцвет национальной культуры. Этот период с 90-х годов XIX века, названный Серебряным веком, вызвал небывалый подъем русской поэзии на новые вершины стиховой культуры.

Облик литературы Серебряного века во многом определяется своеобразием трех ярких литературных течений ― это акмеизм, символизм и футуризм. В это время в России появилось много ярких и своеобразных поэтов.

При знакомстве на уроках литературы в 11 классе с произведениями русских поэтов данного периода, я обратила внимание на тот факт, что многие из них обращались в своем творчестве к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» или, иными словами, испытали на себе поэтическое влияние поэмы. (А. Блок, О. Мандельштам, В. Маяковский). Но, когда я стала собирать и анализировать материал, их оказалось намного больше.

Сама поэма, которая представляет собой одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений, занимает особое место в литературном наследии великого Пушкина и имеет не простую историю публикации. При более глубоком изучении данного вопроса мною был установлен следующий факт, что только в 1904 году был полностью опубликован первоначальный авторский текст поэмы, то есть ровно 100 лет назад. Это была как раз середина Серебряного века.

Медный всадник ― это поэтическое название скульптуры Фальконе ― памятника Петру I. Знаменитый монумент является одним из главных символов Петербурга. Образу Петербурга в поэме отведено большое место. Поэт вдохновенными стихами прославляет «великие думы» Петра, его творенье ― «град Петров», новая столица русского государства, встроенная в устье Невы «под морем», «на мшистых топких берегах» из соображений военно-стратегических («отсель грозить мы шведу»), экономических («сюда по новым берегам все флаги в гости будут к нам»).

Из отдельных образов (во «Вступлении») составляется цельный величественный образ Петербурга. В поэме у Пушкина образ города ― это символ новой преображенной России, громадное, прекрасное чудо, сотворенное в тяжком кровавом труде молодой нацией, поднявшейся на новый рубеж своего всемирно-исторического бытия.

В то же время «Медный всадник»― одно из величайших созданий А.С. Пушкина. Среди произведений, по которым Ф. Энгельс изучал  русский язык, были роман в стихах «Евгений Онегин» и поэма «Медный всадник». Поэма была написана в1833 году, но при жизни Пушкина она не была опубликована, так как с 1826 года Николай I стал личным цензором поэта. Это произошло после жестокого подавления восстания  Декабристов  на  Сенатской  площади. 

В поэме мы читаем следующие описательные наименования памятника Петру I:

И львов, и площадь, и того,

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой,

Того, чьей волей роковой

Под морем город основался....

Кроме метафорически осмысленной меди, в поэме есть еще один металл ― железо:

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы? 

Здесь «железный» имеет значение не столько ― крепкий, сильный, мощный, сколько ― жестокий, беспощадный, суровый.

Личность Петра I полководца, государственного деятеля и человека занимала Пушкина на протяжении многих лет. Петр I в пушкинских стихах, поэмах ― личность многогранная, одаренная и внутренне противоречивая. Показательна та, «итоговая» характеристика, которую дает А.С. Пушкин Петру I: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности ― вторые вырвались у самовластного помещика».

В свете этой характеристики становится понятным почему Всадник ― Медный. Благородную бронзу ― материал бессмертия, славы и благодарности потомков ― Пушкин заменил прозаически утилитарной медью.

«Петр» А. Блок

Сойдут глухие вечера,

Змей расклубится над домами,

В руке протянутой Петра

Запляшет факельное пламя...

Он будет город свой беречь,

И, заалев перед денницей,

В руке простертой вспыхнет меч

Над затихающей столицей.

В январе 1905 года Максимилианом Волошиным было написано поэтическое произведение «Предвестия», где автор, обращаясь к Медному всаднику и Петру I, говорит:

О, Бронзовый Гигант!  ты создал призрак-город,

Как призрак-дерево из семени факир…

Город Петербург поражал и не перестает поражать воображение сказочной быстротой и планомерностью создания. В отличии от других городов, выраставших постепенно, он воспринимался как город вымышленный. Автор называет Петербург призрак-город, то есть не реальный, не существующий. В этом я вижу первый мотив произведения.

9 января 1905 года произошел расстрел царскими войсками мирной манифестации рабочих. События «Кровавого воскресенья» вызвали взрыв народного возмущения в котором М. Волошин услышал звуки приближающейся первой русской революции (1905-1907 года). Он пишет:

Уж занавес дрожит перед началом драмы,

Уж кто-то в темноте ― всезрящий, как сова,

Чертит круги и строит пентаграммы,

И шепчет вещие заклятья и слова.

Это небольшое по объему стихотворение было написано в день кровавых событий, за что Николай I I   был назван «кровавым». И хотя М. Волошин называет Петербург городом-призраком, события в нем развиваются очень реальные и очень трагические, которые и являются предвестиями: вначале, первой русской революции 1905-1907 гг., а затем расстрела царской семьи в Екатеринбурге в 1918 году.

В конце ХIХ ― начале ХХ веков в русской литературе возникает направление символизм. Символисты видели в поэзии источник познания, а в символе ― средство этого познания.

Одним из ярких представителей русских символистов был В.Я. Брюсов. В 1906 году Валерий Брюсов пишет очень интересное, на мой взгляд, стихотворное произведение под названием «К Медному всаднику»:

В морозном тумане белеет Исакий,

На глыбе оснеженной высится Петр…

Стоял ты, когда между криков и гула

Покинутой рати ложились тела,

Чья кровь на снегах продымилась, блеснула

И полюс земной растопить не могла!

Автор обращает нас к  жестоко подавленному восстанию декабристов 14 декабря 1825 года, которое происходило на Сенатской площади у подножья памятника «Медный всадник». Далее мы читаем о Петербурге:

Но северный город ― как призрак туманный,

Мы, люди, проходим, как тени во сне.

Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,

С рукою простертой летишь на коне.

И читатель невольно сопоставляет два события: победа над шведами в Северной войне ― Медный всадник растоптал копытом змею. И подавление восстания декабристов ― лучшие сыны России пали как жертвы мысли безрассудной. И далеко назад было отброшено в своем развитии русское общество. Медный всадник у Брюсова выступает как символ самодержавия: он готов растоптать любого, кто посмеет выступить против.

 растоптали советские войска фашистскую гидру у стен рейхстага, как растоптал ее Медный всадник в скульптуре Фальконе, воплощенный в бронзе. А между тем в поэме у Пушкина Всадник ― только медный, а конь ― только бронзовый. И этот факт меня очень заинтересовал, и я решила это осмыслить.

Четкое разграничение металлов (медь, бронза) сделано в поэме очень символично. Слово «бронзовый» у Пушкина имеет только одно прямое значение: «сделанный из бронзы». А прилагательное  «медный», кроме прямого значения: «сделанный из меди», имеет еще и другое значение, когда входит в устойчивое словосочетание «медный лоб» (символ твердолобости). И не случайно в поэме нет ни одного случая употребления слова «медный» по отношению к коню, в то время, как Всадник всегда «медный».

ВЫВОДЫ:

1. Поэма Пушкина «Медный Всадник» оказала сильное поэтическое влияние на творчество русских поэтов первой половины ХХ века, которые считали за честь иметь в своем литературном наследии произведения написанные в духе «Медного Всадника».

2. Мощное силовое поле пушкинской поэзии привело к тому, что произошло уникальное слияние памятника архитектуры с литературным памятником.

Похожие материалы

Информация о работе