Основные теории возникновения государства по Т.В. Кашаниной, страница 3

ü  Теория внутреннего насилия.

Автор: Дюринг (соч. «Ценность жизни»).

Суть теории: Собственность, классы и государство возникли как результат насилия одной части общества над другой. Меньшинство подчиняется большинству.

Оценка теории: Государство не всегда выражает интересы большинства («опричнина» Ивана Грозного). Минусы – Дюринг утверждал, что все люди абсолютно равны, а это генетически не так. Кто-то сильнее, кто-то умнее.

5.  Расовая теория.

Авторы: Ж. Гобино (франц., 19 век, «Опыт о неравенстве человеческих рас»), Ф. Ницше (нем., 19 век, «Воля к власти»).

Суть теории: Человеческие расы, по мнению создателей теории, не равны в физическом, психологическом, умственном отношении. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие призваны господствовать, поэтому государство необходимо для постоянного обеспечения господства одних рас над другими. Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации. Ницше, пользуясь понятием раса, употреблял его не в национально-этническом, а в социально-политическом значении. Сильная раса – это особая порода властвующих, аристократическая порода.

Оценка теории: Плюсы – справедливо указывает на биологическое и психологическое различие людей. Минусы – различия в развитии народов объясняются совсем не этими различиями, а географическими, историческими, социально-культурными факторами.

6.  Инцестная (половая) теория.

Автор: Леви-Стросс (франц., 19 век, соч. «Антропология»).

Суть теории: Особенности воспроизводства рода человеческого, а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явились исходным фактором в выделении человека из мира природы, приведшим затем к возникновению государства. Поддержание запрета требовало наличия людей, которые будут за этим следить, и применения принуждения за его неисполнение. Это достигалось за счет развития связей между племенами в целях обмена женщинами.

Оценка теории: Правильно указывается, что переход к экзогамии был выдающимся рубежом в развитии человечества, но не самым главным по сравнению с неолитической революцией.