Величина, показывающая отношение ускорения
регулируемой координаты к ошибке в установившемся режиме, называется добротностью
САР по ускорению, которая численно равна коэффициенту усиления 
 разомкнутой САР:
.
Термин добротность системы по скорости применяется к астатическим системам 1-го порядка, а термин добротность системы по ускорению – к астатическим системам второго порядка.
В обоих случаях, чем выше добротность q,
тем меньше установившаяся ошибка 
, и тем точнее
отработка системой управляющего воздействия.
Системы стабилизации
Выше уже отмечалось, что для систем стабилизации, помимо астатизма по управлению (как и в системах точного воспроизведения), важным является решение вопроса астатизма САР по возмущающему воздействию. Если возмущающее воздействие влияет на регулируемую координату в установившемся режиме, САР считается статической по возмущению, в противном случае – астатической.
Структурная схема системы стабилизации представлена на рис.6.9.
Для определения влияния возмущения необходимо сначала
найти ПФ САР от возмущения к выходу. Приравниваем g(s)=0 и, считая цепь со звеньями 
 и
 отрицательной ОС по отношению к
возмущению, находим:
          
,
где
 – ПФ цепи ОС по отношению к возмущающему
воздействию.
Представим ПФ в знаменателе последнего выражения в виде:
          
      
,
где
 – порядок астатизма ПФ ОУ;
     
 – порядок астатизма ПФ цепи
ОС по отношению к возмущающему воздействию;
     
, 
 –
соответствующие нормированные ПФ.
Тогда искомая ПФ
 
.
Для исключения влияния возмущения на регулируемую
координату (то есть, для обеспечения астатизма САР по возмущению) необходимо,
чтобы 
. Из последнего выражения следует,
что для этого необходимо, чтобы 
.
Астатизм САР по возмущающему воздействию определяется порядком астатизма цепи ОС по отношению к возмущению и не зависит от порядка астатизма ОУ. Другими словами, если чистые интеграторы отсутствуют в цепи ОС, то система будет статической, независимо от того, есть ли интеграторы в ОУ или нет.
Пример 1. Определить, является ли система (рис.6.10) астатической по управляющему и возмущающему воздействиям?
Решение. Находим ПФ разомкнутой САР:
          
.
Таким
образом, 
, следовательно, по отношению к
управляющему воздействию система астатическая 1-го порядка.
Находим ПФ цепи отрицательной ОС по отношению к
возмущению:
          
.
Таким
образом, 
, следовательно, система является
статической по отношению к возмущающему воздействию.
Пример 2. Определить, является ли система (рис.6.11) астатической по управляющему и возмущающему воздействиям?
Решение. Находим ПФ разомкнутой САР:
          
.
Таким
образом, 
, следовательно, по отношению к
управляющему воздействию система астатическая 1-го порядка.
Находим ПФ цепи отрицательной ОС по отношению к
возмущению:
          
.
Таким
образом, 
, следовательно, и по отношению к
возмущающему воздействию система является астатической 1-го порядка.
Уравнения и передаточные функции системы
"силовой преобразователь – двигатель"
Принципиальная схема система "преобразователь – двигатель" представлена на рис.6.12а.

Тиристорный преобразователь П предназначен для выпрямления сетевого трехфазного напряжения, на его выходе имеем выпрямленное ЭДС преобразователя EП, величина которого зависит от значения напряжения управления Uy. Электромагнитные свойства преобразователя характеризуются активным сопротивлением RП и индуктивностью LП.
ЭДС, наводимая в обмотке якоря двигателя EД направлена встречно с ЭДС преобразователя EП и пропорциональна частоте вращения вала двигателя. Индуктивность и активное сопротивление цепи якоря двигателя Д
;          
,
где
, 
 –
параметры цепи собственно якоря двигателя;  
, 
 – параметры обмотки добавочных
полюсов;  
, 
 –
параметры компенсационной обмотке.
Электрическая схема замещения электрической части системы "преобразователь – двигатель" представлена на рис.6.12б.
Обозначив
;  
,
дифференциальное уравнение электрического равновесия цепи якоря запишем в следующем виде:
                    
.
Соответствующее уравнение в изображениях Лапласа:
 
.
Обозначим 
 –
электромагнитная постоянная времени силовой цепи якоря двигателя, с. Тогда
последнее уравнение запишется в виде:
          
,
откуда
                        
.                        (1)
ЭДС двигателя пропорциональна частоте вращения вала:
          
,
или, переходя к изображениям Лапласа,
                        
,                        (2)
где
 – конструктивная постоянная,
пропорциональная номинальному магнитному потоку двигателя.
Наконец, уравнение механического равновесия
          
,
где M – электромагнитный момент, развиваемый двигателем; MC – момент статического сопротивления (нагрузки); J – суммарный момент инерции вала двигателя.
Уравнение электромагнитного момента имеет вид:
          
,
и формально статический момент может быть представлен в аналогичном виде:
                    
,
где
 – ток статической нагрузки.
С учетом этого уравнение механического равновесия может быть представлено в виде:
          
.
Переходя к изображениям Лапласа:
          
,
после преобразований получим:
                        
.
Вводя понятие электромеханической постоянной
времени 
, последнее уравнение представим в
окончательном виде:
              
.                        (3)
Уравнениям (1) – (3) соответствует структурная схема, представленная на рис.6.13.

Анализируя структурную схему (рис.6.13), можно увидеть, что данная система астатическая по отношению к управляющему воздействию EП(s) (поскольку присутствует чистый интегратор в блоке (3)), и в то же время статическая по отношению к возмущающему воздействию IC(s) (в блоках (1) и (2) отсутствуют интеграторы). Таким образом, при изменении нагрузки IC на валу двигателя будет изменяться и скорость w(s).
ПФ по управляющему воздействию:
.
В установившемся режиме
                    
,                    и          
.
ПФ по возмущающему воздействию:
.
Установившаяся ошибка:
          
.
Т.е., при подаче какого-то управляющего воздействия
(рис.6.14) двигатель каким-то образом (показано пунктирной линией) разгонится
до скорости 
. После скачкообразного приложения
возмущающего воздействия (наброса нагрузки) будет иметь место ошибка
регулирования, которая после затухания переходного процесса будет равна 
.
Сравнивая ПФ 
 и
, видим, что знаменатели, т.е.,
характеристические полиномы двигателя, остаются одинаковыми вне зависимости от
того, что является входом, и что – выходом.
Этот вывод можно распространить на любую замкнутую
САР: характеристический полином 
 не зависит от
того, на основании какой ПФ он записан.
Для определения характера переходного процесса при
подаче управляющего воздействия рассмотрим детальней ПФ 
:
          
.
Таким
образом, если 
, будем иметь колебательное
звено, если же 
, то данная ПФ является ПФ
двух последовательно соединенных апериодических звеньев.
Например, при 
 и
 переходный процесс по току и
скорости качественно будет иметь вид, показанный на рис.6.15. Отметим, что
точки экстремума кривой w(t) совпадают по времени с нулевыми значениями I(t), поскольку ток, согласно (3), является производной от
скорости.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.