Синтез системы автоматического регулирования, страница 3

          .                                                                         (5)

Можно также пользоваться эмпирическими формулами:

                                                                              (6)

Рассмотрим алгоритмы решения задачи при разных формулировках:

Задача 1. Дано: wС, s  и характер ЛАЧХ.

Определить:  и .

Решение. Из формулы (5) определяем требуемое значение Мр:

                    .

По величине Мр из графиков рис.9.15 определяем числа  и .

Далее определяем:

                  и        .

Задача 2. Дано: Мр, .

Определить: wС и .

Решение. По величине Мр из графиков рис.9.15 определяем числа  и .

Далее определяем:

                 и        .

Задача 3. Дано: ,  и характер ЛАЧХ.

Определить: wС и Мр.

Решение. По заданным  и  определяем .

Затем по графику соответствующей зависимости рис.9.15 определяем Мр.

По найденному Мр из графиков рис.9.15 определяем  и частоту среза .

В.А. Бесекерским установлены зависимости между Мр и требуемыми для его выполнения параметрами:

          ;

          ;

          .

Например, для Мр=1,5 имеем

          .

Пример.

Задана система подчиненного регулирования скорости двигателя постоянного тока (рис.9.16), в которой контур регулирования тока (КРТ) синтезирован таким образом, что он представляет собой колебательное звено с  ().

Тm – малая постоянная времени, не поддающаяся компенсации (обычно Тm =3…5 мс). kT – коэффициент ОС по току;  kw – коэффициент ОС по скорости.

Считая, что инерционность КРТ компенсировать нецелесообразно, спроектировать астатическую систему первого порядка, обеспечивающую заданную точность в установившемся режиме:

          n=1             c0=0             c1=Tm

Решение.

Поскольку задан коэффициент ошибки с1, необходимо, чтобы коэффициент усиления разомкнутой системы

          .                                                                          (*)

Передаточная функция разомкнутой САР:

         ,

или, после пренебрежения инерционностью КРТ:

                    .

Из последних формул видно, что

          .                                                              (**)

Приравнивая (*) и (**), получаем, что

          ,

где  – постоянная интегрирования разомкнутого контура регулирования скорости (КРС).

В таком случае требуемая добротность САР по скорости будет обеспечена. При этом результирующая ПФ разомкнутого КРС:

          .

Построим ЛАЧХ разомкнутого КРС при .

Характеристический полином представим в виде:

          ,

где ;

      .

ЛАЧХ разомкнутого КРС представлена на рис.9.17 (сплошная линия).

Будем решать задачу в такой постановке:

Синтезировать систему с требуемыми показателями по точности при условии, что заданное перерегулирование s=25%, а быстродействие будет максимальным. При решении задачи необходимо выполнить условие, что инерционность КРТ компенсироваться не будет, таким образом, желаемая ЛАЧХ в области высоких частот будет иметь такой же вид, как и ЛАЧХ неизменяемой части, т.е. наклон "–3".

В соответствии с поставленной задачей перед синтезом желаемой ЛАЧХ примем, что частота среза wС будет находиться левей частоты сопряжения , и будет сопрягаться с низко- и высокочастотными участками ЛАЧХ при наклонах "–2" и "–3" соответственно (рис.9.17, прерывистая линия). Значения wС и частот сопряжения w1, w2 пока неизвестны.

Тогда задача сводится к задаче 2.

Дано: Мр=1+s=1,25;   ;

                                         .

Необходимо определить wС и .

По величине Мр из графика рис.9.15 определяем , отсюда

.

Из вида желаемой ЛАЧХ следует, что

          .

По значению Мр из графика рис.9.15 определяем , отсюда

         

Например, при с:

          с        с-1            с-1.

Таким образом, чтобы обеспечить желаемую ЛАЧХ, необходимо в регулятор скорости внести одно апериодическое звено и одно форсирующее звено 1-го порядка. Тогда ПФ регулятора скорости:

          ,

а ПФ разомкнутого КРС:

                    .

Правило оперативного определения частоты среза wС:

1) необходимо в ПФ отбросить все те звенья, которые не влияют на частоту среза wС, т.е. звенья, частоты сопряжения которых находятся правее wС;

2) в ПФ апериодических, колебательных, форсирующих звеньев 1-го и 2-го порядков оставить только те значения, которые связаны со старшей степенью s;

3) в полученной таким образом ПФ s заменяют на wС, и приравнивают все выражение к единице.

Полученное в результате уравнение является основой для определения wС.

Например, для полученной результирующей ПФ разомкнутого КРС:

после п.1:                       

после п.2:                       

после п.3:                               Þ         

Использование правила оперативного определения wС дает дополнительное условие для выбора частот сопряжения w1, w2:

    Þ      w1, w2

Вопросы синтеза параллельных корректирующих звеньев

Пусть в системе управления во внутренней ее части используется параллельное корректирующее звено (рис.9.18).

Нужно определить:

1. Каково влияние корректирующего звена?

2. Какова характеристика всего замкнутого контура?

Введем обозначения:

 – ЛАЧХ прямой части системы;

 – ЛАЧХ цепи обратной связи;

Обратная ЛАЧХ цепи ОС

,

т.е. равна зеркальному отображению ЛАЧХ цепи ОС относительно оси частот (рис.9.19а).

ЛАЧХ соединения, замкнутого отрицательной обратной связью:

          ,

состоит из тех участков ЛАЧХ  прямой части и обратной ЛАЧХ  цепи обратной связи, которые имеют минимальную амплитуду (рис.9.19б).

 

а)                                                          б)

Рис.9.19. Обратная ЛАЧХ цепи ОС (а) и ЛАЧХ соединения, охваченного отрицательной ОС.

Анализ ЛАЧХ  позволяет прийти к выводам:

1. Динамические свойства соединения, замкнутого отрицательной ОС, менее чувствительны к изменению параметров прямой части системы (поскольку параметры прямой части не влияют на среднечастотный участок ЛАЧХ).

2. Цепь ОС должна быть реализована на базе элементов с высокостабильными параметрами, так как обычные динамические свойства соединения в основном определяются параметрами цепи ОС.

Обычно при использовании параллельной коррекции после оценки полученных динамических свойств соединения следует проверить устойчивость замкнутой САР. При этом необходимо обеспечить запас устойчивости не менее 25…30°.

Проанализируем частный случай: при единичной отрицательной обратной связи (рис.9.20). В таком случае

;      

Т.е., обратная ЛАЧХ цепи ОС в данном случае совпадает с осью частот. Поэтому и ЛАЧХ соединения  не может заходить в область положительных значений (рис.9.21).