 .                                                                         (5)
.                                                                         (5)
Можно также пользоваться эмпирическими формулами:
                     (6)
                                                          (6)

Рассмотрим алгоритмы решения задачи при разных формулировках:
Задача 1. Дано: wС, s и характер ЛАЧХ.
Определить:  и
 и  .
.
Решение. Из формулы (5) определяем требуемое значение Мр:
                     .
.
По величине Мр из графиков рис.9.15
определяем числа  и
 и  .
.
Далее определяем:
           и
        и         .
.
Задача 2.
Дано: Мр,  .
.
Определить: wС и  .
.
Решение. По
величине Мр из графиков рис.9.15 определяем числа  и
 и  .
.
Далее определяем:
           и
       и         .
.
Задача 3.
Дано:  ,
,  и
характер ЛАЧХ.
 и
характер ЛАЧХ.
Определить: wС и Мр.
Решение. По
заданным  и
 и  определяем
 определяем
 .
.
Затем по графику соответствующей зависимости рис.9.15 определяем Мр.
По найденному Мр из графиков
рис.9.15 определяем  и частоту среза
 и частоту среза  .
.
В.А. Бесекерским установлены зависимости между Мр и требуемыми для его выполнения параметрами:
           ;
;
           ;
;
           .
.
Например, для Мр=1,5 имеем
           .
.
Пример.
Задана система подчиненного регулирования скорости
двигателя постоянного тока (рис.9.16), в которой контур регулирования тока
(КРТ) синтезирован таким образом, что он представляет собой колебательное звено
с  (
 ( ).
).

Тm – малая постоянная времени, не поддающаяся компенсации (обычно Тm =3…5 мс). kT – коэффициент ОС по току; kw – коэффициент ОС по скорости.
Считая, что инерционность КРТ компенсировать нецелесообразно, спроектировать астатическую систему первого порядка, обеспечивающую заданную точность в установившемся режиме:
n=1 c0=0 c1=Tm
Решение.
Поскольку задан коэффициент ошибки с1, необходимо, чтобы коэффициент усиления разомкнутой системы
           .                                                                          (*)
.                                                                          (*)
Передаточная функция разомкнутой САР:
          ,
,
или, после пренебрежения инерционностью КРТ:
                     .
.
Из последних формул видно, что
           .                                                              (**)
.                                                              (**)
Приравнивая (*) и (**), получаем, что
           ,
,
где
 – постоянная интегрирования
разомкнутого контура регулирования скорости (КРС).
 – постоянная интегрирования
разомкнутого контура регулирования скорости (КРС).
В таком случае требуемая добротность САР по скорости будет обеспечена. При этом результирующая ПФ разомкнутого КРС:
           .
.
Построим ЛАЧХ разомкнутого КРС при  .
.
Характеристический полином представим в виде:
           ,
,
где
 ,
,   ;
;
     
 .
.
ЛАЧХ разомкнутого КРС представлена на рис.9.17 (сплошная линия).
Будем решать задачу в такой постановке:
Синтезировать систему с требуемыми показателями по точности при условии, что заданное перерегулирование s=25%, а быстродействие будет максимальным. При решении задачи необходимо выполнить условие, что инерционность КРТ компенсироваться не будет, таким образом, желаемая ЛАЧХ в области высоких частот будет иметь такой же вид, как и ЛАЧХ неизменяемой части, т.е. наклон "–3".

В соответствии с поставленной задачей перед синтезом
желаемой ЛАЧХ примем, что частота среза wС будет находиться левей частоты сопряжения  , и будет сопрягаться с низко- и высокочастотными участками ЛАЧХ при
наклонах "–2" и "–3" соответственно (рис.9.17, прерывистая
линия). Значения wС и
частот сопряжения w1, w2 пока
неизвестны.
, и будет сопрягаться с низко- и высокочастотными участками ЛАЧХ при
наклонах "–2" и "–3" соответственно (рис.9.17, прерывистая
линия). Значения wС и
частот сопряжения w1, w2 пока
неизвестны.
Тогда задача сводится к задаче 2.
Дано: Мр=1+s=1,25;    ;
;
                                          .
.
Необходимо определить wС и  .
.
По величине Мр из графика рис.9.15
определяем  , отсюда
, отсюда
 .
.
Из вида желаемой ЛАЧХ следует, что
           .
.
По значению Мр из графика рис.9.15
определяем  , отсюда
, отсюда
          
Например, при  с:
с:
           с
с         с-1
с-1             с-1.
с-1.
Таким образом, чтобы обеспечить желаемую ЛАЧХ, необходимо в регулятор скорости внести одно апериодическое звено и одно форсирующее звено 1-го порядка. Тогда ПФ регулятора скорости:
           ,
,
а ПФ разомкнутого КРС:
                     .
.
Правило оперативного определения частоты среза wС:
1) необходимо в ПФ отбросить все те звенья, которые не влияют на частоту среза wС, т.е. звенья, частоты сопряжения которых находятся правее wС;
2) в ПФ апериодических, колебательных, форсирующих звеньев 1-го и 2-го порядков оставить только те значения, которые связаны со старшей степенью s;
3) в полученной таким образом ПФ s заменяют на wС, и приравнивают все выражение к единице.
Полученное в результате уравнение является основой для определения wС.
Например, для полученной результирующей ПФ разомкнутого КРС:
после п.1:                        
после п.2:                        
после п.3:                         Þ
       Þ          
Использование правила оперативного определения wС дает дополнительное условие для выбора частот сопряжения w1, w2:
 Þ      w1, w2
    Þ      w1, w2
Вопросы синтеза параллельных корректирующих звеньев
Пусть в системе управления во внутренней ее части используется параллельное корректирующее звено (рис.9.18).

Нужно определить:
1. Каково влияние корректирующего звена?
2. Какова характеристика всего замкнутого контура?
Введем обозначения:
 – ЛАЧХ прямой части системы;
 – ЛАЧХ прямой части системы;
 – ЛАЧХ цепи обратной связи;
 – ЛАЧХ цепи обратной связи;
Обратная ЛАЧХ цепи ОС
 ,
,
т.е. равна зеркальному отображению ЛАЧХ цепи ОС относительно оси частот (рис.9.19а).
ЛАЧХ соединения, замкнутого отрицательной обратной связью:
           ,
,
состоит
из тех участков ЛАЧХ  прямой части
и обратной ЛАЧХ
 прямой части
и обратной ЛАЧХ  цепи обратной связи,
которые имеют минимальную амплитуду (рис.9.19б).
 цепи обратной связи,
которые имеют минимальную амплитуду (рис.9.19б).
 
  
а) б)
Рис.9.19. Обратная ЛАЧХ цепи ОС (а) и ЛАЧХ соединения, охваченного отрицательной ОС.
Анализ ЛАЧХ  позволяет прийти
к выводам:
 позволяет прийти
к выводам:
1. Динамические свойства соединения, замкнутого отрицательной ОС, менее чувствительны к изменению параметров прямой части системы (поскольку параметры прямой части не влияют на среднечастотный участок ЛАЧХ).
2. Цепь ОС должна быть реализована на базе элементов с высокостабильными параметрами, так как обычные динамические свойства соединения в основном определяются параметрами цепи ОС.
Обычно при использовании параллельной коррекции после оценки полученных динамических свойств соединения следует проверить устойчивость замкнутой САР. При этом необходимо обеспечить запас устойчивости не менее 25…30°.
Проанализируем частный случай: при единичной отрицательной обратной связи (рис.9.20). В таком случае


 ;
;       
Т.е., обратная ЛАЧХ цепи ОС в данном случае совпадает
с осью частот. Поэтому и ЛАЧХ соединения  не
может заходить в область положительных значений (рис.9.21).
 не
может заходить в область положительных значений (рис.9.21).

Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.