Расчет привода технической системы и открытой зубчатой передачи, страница 3

Определим данные: Ka=49.5 [из лек.]; U=4 [из п. 1.1.5]; T4=5318 Н*м [из п. 1.1.7]; КНβ=1.2 [1, т. 9.11]; [σH]=[σH]min=466 МПа [из п. 3.1.1]; ψba=0.5 [1, т. 9.1].

Примечание: КНβ выбирался с учетом ψbd==

Обозначения: ψbd-относительная ширина колес.

Подставим известные значения в (9) 381.8 мм

Округлим по ГОСТ  а=400 мм [1, т. 9.2]

            3.1.3 Назначение числа зубьев шестерни и колеса

Назначим: z1=19 и z2=z1*U=19*4=76.

Обозначения: z1-число зубьев шестерни; z2-число зубьев колеса.

            3.1.4 Назначение угла наклона зубьев

Т.к. передача прямозубая β=00-угол наклона зуба.

            3.1.5 Определение модуля зацепления передачи

Модуль зацепления определяется как ==8.42 мм

Округлим по ГОСТ m=9 [1, т. 9.1].

Обозначения: m-модуль зацепления; a-межцентровое расстояние; β-угол наклона зуба; z1-число зубьев шестерни; z2-число зубьев колеса.

            3.1.6 Определим основные размеры шестерни и колеса

Диаметр окружностей средних d=m*z

d1=m*z1=9*19=171 мм и d2=m*z2=9*76=684 мм

Диаметр окружностей выступов зубьев da=d+2m

da1=d1+2m=171+2*9=189 мм и da2=d2+2m=684+2*9=702 мм

Диаметр окружностей впадин зубьев df=d-2.5m

df1=d1-2.5m=171-2.5*9=148.5 мм и df2=d2-2.5m=684-2.5*9=661.5 мм

Ширина зубчатого венца

b2ba*a=0.5*400=200 мм и b1=b2+5мм=205 мм

Обозначения: d1-средний делительный диаметр шестерни; d2-средний делительный диаметр колеса; b1-ширина зубчатого венца шестерни; b2-ширина зубчатого венца колеса; ψba-коэффициент ширины колес.

            3.1.7 Определение окружной скорости передачи

Окружная скорость находится по формуле =0.75 м/с

Обозначения: υ-окружная скорость; n3-число шестерни; d1-средний делительный диаметр шестерни.

Определим данные: d1=171 мм [из п. 3.1.6]; n3=84 1/мин [из п. 1.1.6].

            3.1.8 Назначение степени точности

Степень точности S=9 [1, т. 9.9], с учетом окружной скорости.

3.1.9 Расчет передачи на контактную прочность

(10), где KH=K*K*K (11)

Обозначения: σН-расчетное контактное напряжение; zH-коэффициент формы поверхности зубьев; zε-коэффициент суммарной длины контактной линии; T4-крутящий момент на ведомом валу зубчатой передачи; KH-коэффициент нагрузки; [σH]-допускаемое контактное напряжение; K-коэффициент распределения нагрузки между зубьями; КНβ-коэффициент учитывающий распределение нагрузки по зубьям; K-коэффициент динамичности нагрузки; d2-средний делительный диаметр колеса; b2-ширина зубчатого венца колеса.

Определим данные: zH=1.77 [из лек.]; zε=1 [из лек.]; Т4=5318 Н*м [из п. 1.1.7]; [σH]=466 МПа [из п. 3.1.2]; K=1 [из лек.]; КНβ=1.2 [из п. 3.1.2]; K=1 [из лек.]; d2=684 мм [из п. 3.1.6]; b2=200 мм [из п. 3.1.6].

Подставим известные данные в (11)→(10) KH=1*1*1.2=1.2

 МПа < 466 МПа

Найденное значение меньше допустимого.

3.1.10 Расчет передачи на усталость зубьев при изгибе

Найдем эквивалентное число зубьев: zυ1=z1/cos3β=z1=19 и zυ2=z2/cos3β=z2=76

Обозначения: zυ1-эквивалентное число зубьев шестерни; zυ2-эквивалентное число зубьев колеса; z1-число зубьев шестерни; z2-число зубьев колеса; β-угол наклона зубьев;

Определим наименее прочное колесо передачи  по отношению [σF]/yF

Обозначения: yF-коэффициент формы зубьев; [σF]-напряжение изгиба.

Определим данные: yF1=4.09 [1, т. 9.10]; yF2=3.61 [1, т. 9.10]; [σF]1=270 МПа [из п. 3.1.1]; [σF]2=240 МПа [из п. 3.1.1].

Получим: [σF]1/yF1=270/4.09=66.015 МПа и [σF]2/yF2=240/3.61=66.482 МПа

Расчет ведем для шестерни, т.к. отношение имеет меньшее значение

Найдем расчетное напряжение изгиба:  (12)

Обозначения: σF-расчетное напряжение изгиба; [σF]-допускаемое напряжение изгиба ; yF-коэффициент формы зуба; yε-коэффициент перекрытия зубьев; yβ-коэффициент наклона зубьев; T3-крутящий момент на ведомом валу червячного редуктора; КF-коэффициент нагрузки; b1-ширина зубчатого венца шестерни; m-модуль зацепления зубчатой передачи.

Определим данные: yε=1 [из лек.]; yβ=1 [из лек.]; ТК=1359 Н*м [из п. 1.1.7]; b1=205 мм [из п. 3.1.6]; z1=19 [из п. 3.1.3]; m=9 [из п. 3.1.5]; [σF]=270 МПа [1, т. 11.6].

Определим коэффициент нагрузки КF=K* K*K

Обозначения: КF-коэффициент нагрузки; K-коэффициент распределения нагрузки между зубьями; K-коэффициент распределения нагрузки по ширине зуба; K-коэффициент динамичности нагрузки.

Определим данные: K=1 [из лек.]; K=α*K=1.15*1.2=1.38 [1, т. 9.11]; КНβ=1.2 [из п. 3.1.2];  K=1.25 [1, т. 9.13].

Обозначения: α-числовой коэффициент; КНβ-коэффициент учитывающий распределение нагрузки по зубьям.

Т.е. КF=1*1.38*1.25=1.725

Подставим известные значения в (12)

МПа < 270 МПа

Найденное значение меньше допустимого.

4 КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА.

ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА С ВАЛОМ

            4.1.1 Определение посадочного диаметра на вал

Обозначения: d-посадочный диаметр зубчатого колеса на вал; Tk-крутящий момент на ведомом зубчатом колесе; [τk]-пониженное допускаемое напряжение при кручении;

Определим данные: Tk=T4=5318 Н*мм [из п. 1.1.7]; [τk]=25 МПа [из лек.]

Подставим значения мм, примем d=102 мм.

            4.1.2 Определение основных размеров

Обозначим тип исполнения колес. По диаметру окружностей выступов зубьев

da=702 мм [из п. 3.1.6] принимаем колеса литые со спицами.

Расчетные формулы: dCT=1.6*d (13); LCT=(1.2-1.5)*d (14); δ=(2.5-4)*m (15); n=0.5*m (16); H=0.8*d (17); H1=0.8*H (18); C1=0.2*H (19); S=0.15*H (20); e=0.8*δ (21);

Обозначения: d-посадочный диаметр зубчатого колеса на вал; dCT-диаметр ступицы; LCT-длина ступицы; δ-толщина зубчатого венца; m-модуль зацепления; n-ширина фаски; S-ширина спицы; С1-толщина диска.

Определим данные: m=9 [из п. 3.1.5]; d=102 мм [из п. 4.1.1].

Подставим известные значения в (13)-(21)

dCT=1.6*102=163.2 мм; LCT =1.5*102=153 мм, т.к. ширина зубчатого венца b=200 мм [из п. 3.1.6], принимаем LCT=200 мм; δ=3*9=27 мм; n=0.5*9=4.5 мм; H=0.8*102=81.6 мм; H1=0.8*81.6=65.3 мм; C1=0.2*81.6=16.3 мм; S=0.15*81.6=12.2 мм; e=0.8*27=21.6 мм.