Разработка системы автоматического управления промышленным оборудованием, страница 2

Раскроем типовую структуру САУ (рисунок 1) до функциональной схемы

    Рисунок 2. Функциональная схема типовой САУ.

На рисунке 2 обозначено: ОУ - объект управления; СУq, СУφ, СУw -  сравнивающие  устройства (измерители  рассогласования)  координат q(t) объекта  управления,  угла  поворота  φ(t)  электродвигателя w(t)  соответственно; УУq, УУφ, УУw – управляющие устройства по  соответствующим  координатам;  УП –  усилитель-преобразователь; Д, 1/Р – электродвигатель постоянного тока; Р – редуктор; ДС, ДП, ДО – датчики скорости, положения (угла поворота) вала электродвигателя, координаты объекта.

Система (рисунок 2) состоит из трёх контуров. Первые два внутренних контура составляют САУ  электропривода. Внешний контур – контур непосредственного управления производственным процессом.

Принцип  работы  системы  следующий. Датчик  объекта  измеряет  координату Uq(t), которая сравнивается в СУq  с  заданным  значением Uзq(t). На основании этого вырабатывается  рассогласование (ошибка) eq(t).  По  величине  ошибки eq(t)  управ ляющее устройство УУq вырабатывает управляющее воздействие Uзφ(t) – требуемое значение угла поворота электродвигателя φ(t),  которое  сведёт ошибку  eq(t) к нулю. Оно  сравнивается  с  текущим  значением  угла Uφ(t),  которое измеряется датчиком угла. В результате сравнения вырабатывается ошибка  eφ(t) в управляющем устройстве угла УУφ  вырабатывается управляющее воздействие Uзc(t) – требуемое значение скорости поворота вала электродвигателя, которое сведёт ошибку eφ(t) к нулю. Требуемое  значение Uзс(t) обрабатывается в первом внутреннем контуре – контуре регулирования скорости электродвигателя. Оно сравнивается с текущим значением скорости Uw(t), которое измеряет датчик скорости (ДС). В результате сравнения вырабатывается ошибка ew(t) в управляющем устройстве скорости УУw вырабатывается управляющее воздействие Uy(t). В зависимости от Uy(t) усилитель - преобразователь вырабатывает  такое напряжение в цепи якоря  электродвигателя Uя(t), которое сводит ошибку по скорости ew(t) к нулю.

Подавляющее  большинство  САУ  являются  сложными,  многоструктурными, многосвязными системами. Расчёт и проектирование таких систем представляет собой  сложную  трудоёмкую  задачу и начинается  с получения математических моделей звеньев и системы.

2.  Получение математических моделей САУ.

Динамика  большинства  производственных  механизмов  может  быть  описана дифференциальным уравнением второго порядка.

                         (1)

где q(t) – управляемая переменная, φ(t) –  угол поворота вала электродвигателя (рад), Т0 – постоянная времени объекта управления (с), ξ0 – дискремент затухания, К0 – коэффициент передачи объекта управления.

Применив  преобразование Лапласа  к  уравнению (1)  при  нулевых начальных условиях, получим

           (2)

Из уравнения (2) получим передаточную функцию объекта

                                   (3)

В  ряде  случаев  коэффициент  Т02 на  порядок,  два  порядка  меньше  коэффициента  0Т0, поэтому первым членом уравнения (1) пренебрегают. Кроме этого динамика большинства  производственных  процессов  может  быть  описана  апериодическим звеном

                                              (4)

Электродвигатель постоянного тока описывается системой уравнений

                   (5)

где Lя – индуктивность цепи якоря (Гн);  Iя(t) – ток в цепи якоря (А);  Rя - сопротивление цепи якоря (Ом);  E(t) – ЭДС вращения (В);  Uя(t) – напряжение цепи якоря (В);  J – приведённый момент инерции (кг·м2);  w(t) – угловая скорость вращения вала двигателя (рад/с);  Мgв(t) – движущий момент на валу двигателя (Н·м);  φ(t) – угол поворота (рад);  КФ – коэффициент ЭДС (В·с).

Применив преобразование Лапласа для уравнений (5) при нулевых начальных

условиях и выполнив несложные преобразования, получим

                            (6)

Разделим  левую  и  правую  части  первого  уравнения  на  КФ,  умножим  и  разделим первый коэффициент первого уравнения на Rя

                    (7)

Введём  обозначения Lя/Rя  =  Тэ –  электромагнитная  постоянная  времени  двигателя (с); J·Rя/(КФ)2 = Тм  –   электромеханическая   постоянная   времени   двигателя  (с); 1/КФ = КДВ – коэффициент передачи двигателя (рад/с).

Коэффициент ЭДС двигателя

рад/с

где Uн ,Iн ,wн , nн – номинальные значения параметров двигателя.

с;

с;

.

Из выражения (7) получаем передаточные функции двигателя.

                        (8)

Передаточные функции (8) допускают упрощения. При Тмэ передаточные функции (8) представляют в следующем виде

                         (9)

Для многих двигателей Тэ·Тм<< Тм и  передаточные функции упрощаются до звеньев

                          (10)

Так как , передаточные функции двигателя принимают вид

                       (11)

Линеаризованные уравнения усилителей – преобразователей имеют вид

                            (12)

где Uя(t) –  напряжение  якорной  цепи  электродвигателя (В). Uу(t) –  напряжение управления на входе усилителя – преобразователя (В). Тn – постоянная времени (с). Кn – коэффициент передачи.

Применим преобразование Лапласа к уравнению (12), получим передаточную функцию усилителя – преобразователя

                                                                                 (13)

Подставив численные значения, получим

                              (14)

Датчики считают безынерционными и описывают передаточными функциями

                                (15)

Сравнивающие устройства описывают операторными уравнениями вида

                                  (16)

Математические модели управляющих устройств неизвестны. Их необходимо получить  такими,  чтобы  они  обеспечивали  устойчивость  и  заданное  качество  управления.