Плотовой лесосплав, страница 2

4.2  Организация первоначального плотового лесосплава

Первоначальный плотовой лесосплав – ППЛ обычно проводится силами (тягой) самого лесозаготовительного предприятия в ранневесенний период навигации по плотовым ходам судоходным или временно судоходных рек и обладает рядом особенностей:

1.  под ППЛ понимают лесосплав ТРАНСПОРТНЫХ ГРУЗОЕДИНИЦ береговой межнавигационной и начальной навигационной сплотки – это: крупные сплоточные единицы, лесоплотовые модули (ЛПМ), секции плотов и сами плоты;

2.  ППЛ проводится полноводный период (совпадающий с весенним половодьем), используя при этом естественные габариты лесосплавного пути (повышения глубины, ширины и скорости течения), и при неустановившемся режиме движения речных потоков которому присущи: неустойчивость русла, размывы, изменения уклонов и т.д.

3.  ППЛ проводится по извилистым сплавным путям: радиус плотового хода (извилины, меандры реки) при этом должно быть не менее 30…50м;

4.  водосборная площадь реки выше места, с которого планируется проведение ППЛ должна быть не менее 3000 км2;

5.  при протяжении ППЛ более 50 км и путевых условиях исключающих буксировку плотов в темное время суток (нет световой обстановки пути) на трассе организуют пункты передержки плотов – не более чем через 40…60 км, на естественных глубоководных и лессовых участков с малыми устройствами, знаками судоходной обстановки, мобильными такелажниками – для ходового ремонта плотов и т.д.

6.  для безаварийной буксировки плотов (без посадок концевых частей плота на береговые мели, косы; при дрейфе на поворотах и т.п.) следует проводить дополнительные мелиоративные или технологические мероприятия.

6.1.  либо уширять русло на поворотах, что  при высоких берегах дорогостоящее занятие;

6.2.  либо уменьшать скорость буксировки (или длину буксируемого плота), что экономически не выгодно;

6.3.  либо применять дополнительные средства управления, обеспечивающие «растягивающие» усилия по длине плота и способствующие паданию оконечности плота на фарватер. Это условия создаются следующими средствами:

a)  активными: вспомогательный буксир, работающий под углом к оси плота в его концевой части, либо колонки – движители на плавучем основании с дистанционным управлением (с судна – буксировщика), устраиваемые по бортам концевой части плота (финская технология).