Работа над сжатым изложением в школе

Страницы работы

36 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра методики преподавания русского языка и литературы

РАБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ В ШКОЛЕ

Курсовая работа студентки 3 курса очного отделения филологического факультета

233 группы

Научный руководитель                                             

доцент

Пермь 2009

                                      Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Часть I.  Обзор методической литературы…………………………………………6

Часть II.  Приёмы работы над сжатием текста

2.1 усвоение учащимися содержания текста. Примеры упражнений…….16

2.2 языковая подготовка к изложению. Примеры упражнений.………….23

2.3 пример конспекта урока обучения сжатому изложению в V классе…28

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы         

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь ставит перед учителями русского языка большие задачи по развитию речи школьников. Для того чтобы учащиеся могли стать полноценными членами общества, они должны, в частности, овладеть речью, умением грамотно (в широком смысле этого слова) выражать свои мысли в устной и письменной форме.

В системе упражнений, служащих задачам развития речи, большую роль играют сжатые изложения. Ученикам предлагается определённый текст, задача сводится к тому, чтобы уяснить содержание и суметь передать его в сокращённом виде. Выполняя такое упражнение, ученики овладевают очень важным в жизни умением – излагать последовательно, ясно и, главное, сжато, то, что они читают или слышат. Это умение имеет большое значение вообще для учебной работы школьников. В самом деле, о том, что и как (в какой степени) усвоил ученик, например по географии или истории, учитель судит по тому, как ученик излагает учебный материал. Очевидна роль этого умения и в самообразовании.

К тому же при работе над сжатым изложением активизируется лексический словарь ученика. В его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых  проводится в классе определённая работа. Кроме того, сокращённая передача текста изложения вызывает необходимость употреблять целый ряд слов, которые находятся в пассивном словаре школьника.

Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное, производить логический анализ текста и составлять план. Это  умения, которые самым тесным образом связаны с речевыми навыками учащихся. Овладение ими важно и для учебной работы, и для будущей практической деятельности.

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что обучение приёмам сжатия текста недостаточно освоено как в методике, так и в практике обучения.  

Часто, к сожалению, роль понимания текста при обучении изложению недооценивается. А между тем, правильно организованная работа по подготовке к изложению – это, прежде всего, работа, связанная с пониманием и запоминанием текста.  Одно из заданий ЕГЭ (точнее С1) требует сжатой передачи прослушанного текста. Обязательным в этом задании является выделение главного смысла как всего текста, так и  каждого абзаца.

Немаловажное значение имеет и выбор текстов для работы над изложением.

Игра под названием «Если бы я был составителем текстов, то выбрал бы текст о …», предложенная для проведения в школах Н.А. Борисенко и А.Г. Нарушевичем [6], показала, что ученики,  как правило, выбирают эмоциональные тексты, те, которые, прежде всего, вызывают положительные эмоции. Но таких текстов, как правило, нет в учебниках. Вопрос о том, можно ли предлагать для изложения тексты из классических произведений, является спорным. Многие методисты считают, что такие тексты помогают усваивать те обороты речи, которые принадлежат Лермонтову, Гоголю, Толстому… Но и не меньшее число методистов считает, что говорить в этом случае о каком бы то ни было понимании и развитии речи не приходиться.

С теми учебниками, по которым занимаются сегодняшние школьники, нельзя полноценно подготовиться к написанию сжатого изложения, а следовательно, нельзя успешно сдать ЕГЭ. Если говорить о критериях оценивания сжатого изложения, то ученик сможет удовлетворить только  части из них: 1) речевой связности и последовательности изложения (1-0 баллов); 2) точности и ясности речи (2-0 баллов). Но с третьим критерием современный ученик не справляется – это качество сжатия текста (1-0 баллов).

Таким образом, цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы:

1)  проанализировать методическую литературу, посвященную работе

Похожие материалы

Информация о работе