Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов по курсу «Введение в специальность», страница 2

2.          Усвоение операций ОВЖ происходит в процессе    всего периода прохождения программы при решения системы специальных задач ОВЖ.
Система задач ОВЖ включает в себя два больших класса задач:

1.  -задачи на  фиксацию  (плана предстоящего  отрезка  времени  или выполнения плана прошедшего отрезка времени) отвечающие целям введения   в   операции   текущего      и   исполнительного   контроля, смыслового планирования и вероятностного прогнозирования.

2.  -задачи на анализ ситуаций ОВЖ, составленные на основе задач на фиксацию, отвечающие целям усвоения операционального состава ОВЖ.                                                                                                                              „

Задачи ОВЖ на фиксацию затрат времени условно делятся на следующие группы:

А)   сплошная и избирательная фиксация

Б) письменная и графическая фиксация (с помощью наглядных обозначений на основе знаков)

Соответственно плотности фиксации времени применяются:

А1) сплошная фиксация , при которой учитываются все виды временных затрат в течении суток;

А2) избирательная фиксация предполагает выявление конкретных затрат времени на определенные виды деятельности.

Задачи на сплошную фиксацию затрат своего времени являются трудоемкими, но необходимыми так как на начальных этапах овладения ОВЖ сплошная фиксация затрат времени является фундаментом овладения всей системой операции ОВЖ. Избирательная фиксация применяется при более глубоком продвижении в усвоении ОВЖ.

Соответственно способу фиксации затрат времени выделяются задачи на фиксацию:

Б1)   в    письменной форме;

Б2) в графической форме с помощью графических и цветовых обозначений, основанной на системе знаков и символов.

Соответственно выделенным критериям задачи на фиксацию затрат времени делятся на 4 типа:

1)  сплошная фиксация в письменной форме;

2)  сплошная графическая фиксация;

3)  избирательная фиксация в письменной форме;

4)  избирательная графическая фиксация.

Задачи анализа затрат времени служат для усвоения всех операций ОВЖ. Они решаются на основе материала первого класса задач - фиксации временных затрат в отношении различных периодов времени, среди которых наиболее предпочтительными являются недельные периоды времени, которые служат моделью жизнедеятельности студентов в целом, в то время как временные затраты одного дня могут не отразить всей совокупности затрат времени.

Эти задачи, так же как и предыдущие, делятся на задачи:

А1) сплошной анализ затрат времени;

А2) избирательный анализ затрат времени.

Таким образом эти задачи   могут быть направлены на анализ всех видов временных затрат или только времени на определенные виды деятельности.

Кроме того, задачи анализа затрат времени делятся на:

Б1) количественный анализ затрат времени, заключающийся в подсчитывании затрат времени на различные формы жизнедеятельности и переводе их в процентные отношения к количеству времени в определенном отрезке. Решение таких задач позволяет наглядно проследить, на какие виды деятельности уходит наибольшее и наименьшее количество времени, какие временные затраты можно сократить, а какие увеличить, в каких видах временных затрат содержится резерв времени, и т. д.

Б2) качественный анализ затрат представляет собой более глубокий способ проникновения в механизм затрат времени и заключающийся в подсчитывании на основании решения задач фиксации времени затрат времени по следующим категориям:

1) время, затраченное с наибольшей пользой и отдачей;

2)время, затраченное на необходимые дела (может быть не всегда приятные, но которые нужно обязательно сделать);

3)время, которое при выполнении того или иного дела можно было бы сократить;

4)время, которое ушло неизвестно куда, т е неучтенные затраты времени.

Качественный анализ затрат времени позволяет не только наглядно видеть качественную структуру времени, но и проводить самооценку умения использовать и рационально организовывать свое время.

Задачи анализа затрат времени также делятся на 4 типа:

1)  количественный сплошной анализ затрат времени;

2)  количественный избирательный анализ затрат времени;

3)  качественный сплошной анализ затрат времени;

4)  качественный избирательный анализ затрат времени.

Задачи фиксации и задачи анализа затрат времени решаются в определенной последовательности, которая образует некоторую преемственность между ними, позволяет глубже понять необходимость и смысл каждой задачи.

Развитие способностей к поиску, отбору, выделению крупных, доминантных целей, способности соподчинения цели дальней и ближней перспектив, т. е. движение от будущего к настоящему, - это и есть основное требование к системе задач по конструированию режимов жизнедеятельности.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1)  Ознакомиться со схемой действий ОВЖ, учитывая роль и функцию каждой операции в системе.

2)  Усвоить операции ОВЖ путем решения задач двух классов:

-  задача на фиксацию.  По  заданию  преподавателя  зафиксировать  план прошедшей недели в графическом виде, учитывая все виды затрат в течение суток;

-  задача на анализ затрат времени решается на основе материала задачи на фиксацию.      По     заданию     преподавателя     составить     количественный избирательный анализ затрат на заданные определенные виды деятельности, представив  их  в   процентном   отношении   к  общему   времени   на  данном временном отрезке.

3)  Проанализировать типичные трудности организации времени и, увидев реально в каких видах деятельности содержится резерв времени, научиться организовывать свой жизненный цикл так, чтобы уметь подчинить цели и задачи ближайшей перспективы крупномасштабным целям, относящимся к отдаленному будущему.

СОДЕРЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Отчет оформляется на листках формата А4 и содержит:

1.  Название работы.

2.  Цель работы.

3.  Задания.

4.  Задачи на фиксацию затрат времени и задачи на анализ ситуаций ОВЖ, оформленные в виде таблиц и графиков.