Основания и порядок возмещение убытков, причиненных собственникам и землепользователям, страница 4

Институт продажи права землепользования был введен впервые среди стран СНГ и сыграл большую роль в проведении земельной реформы в стране. ?Впервые, в условиях, исключительной собственности на землю, государство признало объектом гражданско-правовых сделок право землепользования, т.е. право пожизненного наследуемого владения и постоянного владения землей крестьянских хозяйств и негосударственных сельскохозяйственных организа-ций стало предметом купли-продажи, мены, дарения, залога и т.д.

На третьем этапе, продлившемся с 1995 по 2003гг., были приняты следующие нормативно-правовые акты:

Указ Президента РК «О земле» от 22 декабря 1995 года, имеющий силу закона;

Закон РК «О земле» от 24 января 2001 года.

До 1995 года земля в Республике Казахстан находилась только в государственной собственности. В 1995 году, когда основная часть населения республики адаптировалась к условиям рыночной экономики, был проведен республиканский референдум и право частной собственности на землю было закреплено конституционно. Согласно Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, в республике признается и равным образом защищается государственная и частная собственность на землю. Введение права частной собственности предполагало принятие соответствующего законодательного акта - Указа Президента «О земле», в котором впервые было признано право частной собственности на отдельные категории земель (для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводст-ва, дачного строительства, застройку производственными и непроизводственными зданиями и сооружениям). Земельный участок стал объектом собственности [3].

Этот Указ стал первым и важным законодательным актом в сфере земельных отношений независимого Казахстана, открывающим путь к земельному рынку, в том числе и к рынку прав землепользования. Была признана возможной передача в частную собственность граждан республики земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства дачи и жилого дома.

Частная собственность на землю - это одно из обязательных условий функционирования рыночной экономики, а также гарантия привлечения инвестиций в ее реальный сектор.

При законодательном признании и гарантировании защиты и государственной собственности на землю, и частной, как показывает практика большинства стран мира, эффективность использования земельных ресурсов государства значительно выше. Данный факт вполне объективен в силу более рационального отношения к объекту частной собственности.

Глава государства неоднократно отмечал, что определение статуса собственности на землю предполагает учет не только экономической эффективности, но и соблюдение традиций, интересов казахстанского народа, судеб людей и высокую степень ответственности перед будущими поколениями. Поэтому для принятия окончательного решения необходимо было выслушать мнение и учитывать интересы каждого казахстанца. Необходимо учитывать, что не считаться с требованиями рыночной экономики, которую мы строим, также нельзя.

Идеи о введении частной собственности на землю в Казахстане высказывались практически с первых дней независимости. Но законодательно закреплять право частной собственности на землю в первые годы реформирования было нельзя по многим причинам.

Ключевой целью выбора нового хозяина земли является повышение эффективности землепользования. На плечи собственника земли ложатся серьезные проблемы - самостоятельное ведение производства, успешность которого зависит от умения собственника не только владеть, но и пользоваться, и распоряжаться землей.

Новые собственники земли должны быть достаточно подготовленными менеджерами, качественно организующими производственный процесс, предполагающий рациональное использование земельных ресурсов.