Подготовка работы и ее защита. Письменные доклады и курсовые работы

Страницы работы

Содержание работы

Доклад/курсовая в семинарах 1 курса:

подготовка работы и ее защита

Образованный человек тем и отличается от необразованного,

 что продолжает считать свое образование незаконченным (К.Симонов).

Письменные доклады и курсовые работы являются отчетной формой учебной работой.

При написании их студент приобретает навыки создания научного текста, овладевает языком науки.

Научный стиль, который используется классической наукой в сфере научной коммуникации, связан с выработанными ею традициями.

Научный текст - это определённым образом организованная система, которую характеризуют такие особенности изложения, как «логичность, краткость, точность, официальность, субъективная оценочность»[1].

«Исследовать» - значит извлечь нечто из «следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным остаткам. В задаче исследователя есть сходство с задачей следопыта, охотника, выслеживающего зверя по следам, демонстрирующего способности подмечать существенное, сопоставлять, анализировать факты и проверять собственные гипотезы. Результаты исследования суммируются в докладе (не путать с жанром реферата: это слово связано с понятием «референции», т.е. интерпретации уже готовых мнений). Итак, суть исследовательской работы историка состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и получении новых гипотез и выводов.

Цель написания текста доклада/курсовой  - выявить степень готовности студента к самостоятельной исследовательской работе, умение работать с источниками и литературой, а также способности правильно организовать самостоятельную работу, завершив подготовку текста в срок. Необходимо также суметь изложить результаты, соблюдая законы данного жанра (не превращая текст доклада в эссе, реферат и пр.), используя логику изложения, следуя нормам русского языка и принципам научной этики.

Всякое настоящее образование добывается

 только путем самообразования (Н.А. Рубакин)

Структура работы (не менее 25 - 30 печатных страниц в объеме - 12-м кеглем  Times New Roman, при 1,5 интервале):

1. Титульный лист (по центру: полное название образовательного учреждения и факультет, тема, ФИО автора – с указанием курса и номера группы, ниже и правее - ФИО и должность руководителя семинара, ниже в центре - год написания работы). 2. План (содержание работы, разбитое на разделы, указанные ниже - с указанием на страницы).

3. Вводная часть.

3. Обзор источников и литературы.  4. Основная часть (должна быть разбита на главы). 5. Заключение. 6. Список источников и использованной литературы. 

Обратите внимание на точность формулировки заглавия работы – это тема.

Введение включает следующие составляющие:

Обозначение объекта и предмета исследования; постановка проблемы; разъяснение актуальности темы.

Важно проявить понимание различия объекта и предмета исследования.

Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело - процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и подвергаемые рассмотрению.

Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект. Предмет исследования чаще всего совпадает с темой (или близок к ней). Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное (например: мемуары Екатерины II как предмет исследования  могут быть источником по истории общественной мысли – как объекта исследования  ).

Во введении необходимо поставить проблему. Проблема —  положение, содержащее неопределённость, затруднение и т. о. побуждающее к действию.

В данном случае проблемой мы называем вопрос, не привлекавший еще достаточно внимания исследоваиелей, но имеющий существенное значение для данной отрасли знания[2].

Т. о. сущность проблемы такова, что она требует анализа, оценки, формирования концепции для поиска ответа (а значит и решения проблемы – конечно, на определенном уровне).

Во введении же необходимо сформулировать цели и задачи исследования.

Цель – это конечный результат, которого хотелось бы достичь  - чаще всего она формулируется в словах «выявить…», «проследить…», «установить связь между…», «уточнить…» и т. п.).

Задачи исследования - выбор путей и средств, выбранных для достижения цели.

(Например, в исследовании, посвященном – условно говоря - служилому дворянству N-ской губернии 2 пол. 18 века, целью является изучение происхождения, состава, служебных и социокультурных характеристик дворянства, задачами же -  анализ возрастного и конфессионального состава, изучение прохождения службы, образовательного уровня, параметров карьеры, внеслужебных занятий дворян и т. д.).

Во введении необходимо также затронуть вопрос актуальности темы. – Актуальность темы раскрывается как актуальность объекта и предмета исследования. Но не только результат - само по себе «новое знание», получаемое исследователем, но и сам подход к проблеме, оригинальный ракурс, пути достижения результата, метод исследования – все это может представлять значительный интерес (причем иногда не только для отдельной отрасли знания, но и для науки и общества в целом).

Обзор источников: должны присутствовать названия источников, их датировка; надо указать, к какому виду относятся данные источники, область их использования; имеющиеся публикации (+ надо осознать разницу между самим источником и его публикацией).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Искусство
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
88 Kb
Скачали:
0