Культура России в первой половине 18 века

Страницы работы

Содержание работы

24. Культура России в перевой половине 18 века.

Культура в Росси  развивалась в первой половине 18в. под влиянием тех преобразований которые  происходили в социально-экон-м и политическом развитии страны. Развитие происходит в основном светской культуры. Изменения прежде всего коснулись дворянства. С одной стороны культура дворянства, с др. культура широких групп населения –крестьянства, сохранявшей традиционные формы и элементы культуры. Первые изменения в культуре стали происходить после возвращения  «Великого посольства» (1697-1698г.)-и  Петра1 в 1698г. В 1700г. Пётр приказал считать 1января началом года(раньше 1 сент.), и ввёл счёт от Рождества Христова.  (Фёдоров В.А.)

В отношении дворянства в 1700г. последовал указ об обязательном ношении  венгерского или немецкого платья, дворянские жёны сменили душегреи на немецкие туалеты с глубоким декольте, а нарушителю в старомосковском армяке обрезали полы. Предписано было пить кофе и чай, курить табак.  Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы.  Пособием для дворянина стало так называемое «Юности честное зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства. Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены «ассамблеи», которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение, с их введение было покончено с затворничеством женщин. Участие в ассамблеях заставляло дворянина учить иностр.языки. Всё это привело к разрыву между образом жизни народа и привилегированного сословия. Развитие Российского государства: экономики и  создание мануфактур требовало большого числа образованных и квалифицированных людей. Пётр  в этом направлении сделал упор на образованных  дворян, он заставил их учиться. В начале 18в. создаются в провинциях начальные школы: 42 «цифирные» - для мелких чиновников, в гарнизонных школах обучали солдатских, и 46 епархиальных.  В 1744г. цифирные и нарнизоные школы были слиты и называться стали – грамотными. А по указу 20января 1714г.-дворянам было запрещено жениться не окончив цифирные шк.  Главными предметами  в обучении стали математика, астрономия вместо богословия.  Кроме этого, дворян отправляли учиться за границу.

В 1701г. появляются школы нового типа: Артиллерийская и Навигацкаяв 1715г преобразована в Морскую ак.(готовили специалистов морск.дела инженеров, учителей цифирных школ).С 1707г.-Медицинская шк. Были созданы ремесленные, штурманские, горные. С 1731г. был открыт Сухопутный  шляхетский кадетский корпус -военно-учеб-е заведение для дворян, корпус готовил офицеров для работы в гражданских ведомствах. В 1752г. создан Морской корпус.

Развитие образования способствовало созданию учебников -1701г. вышел букварь Поликарпова, 1703г.- арифметика Магницкого, руков-во по механике Скорнякова-писарева(1722г). С 1702г.- издаётся 1ая в России газета «Ведомости». В целом книгопечатание привело к созданию библиотек-1714г. появилась публичная библиотека  в Петербурге. Развиваз-ся книготорговля.

В 18 в. начинает развиваться университетское образование. В 1718г. Пётр задумал создать Академию наук российскую, 1724г. подписал указ о её создании –в структуре кот. Были предусмотрены -гимназия и университет. Она должна была готовить бущих учёных. Открытие  27 декабря 1725г. Академии наук стало важным этапом в развитии русской Науки - сюда были приглашены  учёные из-за границы, в  это время в ней работали круп.учёные: астроном Делиль, физки – Эпиус,а первым русским учёным стал Ломоносов М.В(сформированы атомно-молекулярные представления, теория цветообразования, научные работы способствовали развитию металлургии, в «риторике» разработал теорию стихосложения). Сначала академия развивалась в соответствии с практическими нуждами государства. –успехи были достигнуты в поисках полезных ископаемых, изучении недр и картографии. В петровские времена было положено начало  собирания научных коллекций, так была начато формирование первой коллекции  кунсткамера в 1698г. ( в кот. Находилось -скелеты вымерших живот., древние рукописи, при Кунсткамере имелась богатая библиотека 11тыс. томов). В 1719г. кунсткамера открыта  для свободного посещения.   В 1720г.Пётр издал указ о собирании по монастырям рукописей хронографов.

С академии вышли- математик и астроном Румовский С.Я., этнограф Лепёхин. Приоритетным в работе академии было изучение географии и природы страны, стали организовываться экспедиции во гл. с Витусом Берингом - открыты берега северо- Зап.Америки, пролив названный в честь Беринга. Во второй половине 18в. исторические знания превращаются в науку, появляется ряд историч. Трудов- «История Российская» (4т)Татищева, в ней он использовал  летописи, включая и те кот.не сохран-сь до нашего времени. В истории споры по поводу исполь-х летописей -некот.  Бли созданы тисторичю труды по с евреной войне- «История Северной войны».Не доверяют приведённым летописям(фальш), вторые счит-ют их подлинными. В.Н.. Развивается медицина- труды о чуме Саймойловича. В 18 веке развивается общественно-политическая мысль- Татищев, Прокопович- роптали за распространение науки, развитие торговли промышленности.

В 18в. развивается архитектура: в петровское время  новые принципы архитектуры нашли воплощение в строительстве С-Петербурга. План регулярной застройки был разработан  Жан Батистом Леблоном.. Особый вклад внёс в строительство города архит-р из Италии  Доменико Трезини- построил  Летний дворец Петра,  кунсткамеру.(углы дома  закреплены декоративной рустовкой, отштукатуренный фасад выкрашен в 2 цвета) Жилые дома знати стали возводиться в 2-3 этажа.  В Петербург  съезжались архитекторы и инженеры. С 1720г. появляются свои архитекторы- Иван Коробов , кот. Строит Гостиный двор в Москве адмиралтейство, Пётр Еропкин учился в Италии- он первый составил  архитект-но-строительный кодекс свод норм и правил при определении обязанностей архитекторов; Земцов  М. создал Ансамбль Александро-Невской лавры. В 40-50гг. господствующим стилем стал барокко- для построек харак-на монументальность, сочетавшаяся с великолепием достиг-ся обилием колонн, лепных украшений, скульптурой- известн. Франческа Растрелли- построил Большой дворец Петергофа, Зимний дворец, Смольный монастырь.

В живописи выделилось 2 жанра портрет и гравюра. Мастерами портрета были – Матвеев А. М. проходил обучение в Голландии по указу Петра.(автопортрет с женой). Никитин И.Н.  был певчим патриаршим, был замечен Петром и отправлен обучаться в Европу. («напольный гетман). В бытовом жанре -  известны- И.А. Ерменев «Нищие». Развитие обмирщения искусства стало способствовало развитию скульптуры Барталомео Растрелли – бюст Петра1.

В 18в. был открыт общедоступный театр  в Москве на Красной пл. 1702г. играли в кот. Немецике актёры.  В первой половине 18в. распространяется францз. И итал-е придворные оперы. В 1738г. в Петербурге была открыта первая балетная школа. Начинается развитие русской оперы- Е.и. Фомин  создал оперу «Мельник-колдун».

Фёдоров В.А. считает Важнейшим итогом развития рус. Культуры в первой половине 18 века деятельность Петра которая способствовала созданию мощнейшей  светской европейской культуры, созданию культурных памятников мире. Культуры.

Личман Б.В. В целом  Для новой культуры были характерны светскость и «государствен­ный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиции пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодер­жавия. В духовной жизни насаждались идеи западного протестантизма, утверждавшие, что богатство — не грех, а признак избранности Богом. Проис­хо­дит раскол культуры на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориентирующаяся на православные традиции.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
0