Исследование взаимосвязи личностных свойств детей 8-9 лет посредством проективных рисуночных методик

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Обследование испытуемых производилось групповым методом, только в светлое время суток (утром и днем), только в учебных аудиториях МОУ Одинцовской гимназии № 11, исключительно с полного добровольного согласия учителя и самих обследуемых, которым предварительно объяснялись общие научные цели и задачи настоящего исследования.

Проективная методика исследования личности «Дом – Дерево – Человек» предназначена для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты. При групповом обследовании лучше всего использовать данную методику как отборочный тест для выявления внутри группы испытуемых, отклоняющихся от среднего уровня личностного развития и приспособляемости.

Для группового проведения теста необходимо иметь листы белой бумаги, цветные карандаши, ластики, секундомер, а также бланк с заранее сформулированными дополнительными вопросами к тесту. Испытуемым было предложено как можно лучше нарисовать дом, дерево и человека. Затем был проведен детально разработанный опрос по уже готовым рисункам. Полный текст проективной рисуночной методики «Дом – Дерево – Человек» приведен в Приложении № 1.

Проективная рисуночная методика «Несуществующее животное» выявляет личностные свойства испытуемых, а также отражает отношение испытуемого к своему «Я», представление о его положении в мире, как бы идентификация себя по значению с животным. Рисуемое животное — «представитель» самого рисующего.

Для группового проведения теста также необходимо иметь листы белой бумаги, цветные карандаши, ластики, секундомер, а также бланк с заранее сформулированными дополнительными вопросами к тесту. Испытуемым было предложено придумать и нарисовать животного, которого на самом деле не существует. Затем придумать ему название и немного рассказать об этом животном. Полный текст проективной рисуночной методики «Несуществующее животное» приведен в Приложении № 1.

2.3. Анализ результатов по методике исследования «Дом – Дерево – Человек».

Перед началом выполнения задания мы обратились к испытуемым с просьбой нарисовать как можно лучше дом, дерево и человека в перечисленном порядке и сказали им, что они могут стирать нарисованное сколько захотят, не опасаясь взысканий, что они могут затратить столько времени, сколько им понадобится, и что каждый, как только закончит свой рисунок, должен сообщить об этом, чтобы мы могли записать количество затраченного времени.

Осуществляя анализ полученных данных, сначала мы провели интерпретацию рисунков детей по методике «Дом – Дерево – Человек», в ходе чего выявили основные наиболее общие личностные свойства испытуемых, проявляющиеся в типологии подгрупп выборки.

Испытуемые Кирилл Е., Елена Е., Сергей А. и Юлия Б. справились с заданием одни из самых первых. Время выполнения теста составило около 25 минут. В ходе анализа и интерпретации рисунков мы выявили у данных испытуемых некоторые общие свойства.

Согласно данным интерпретации общих элементов рисуночных фигур, приведённых в тесте Дж. Бука «Дом – Дерево – Человек», мы выявили следующее. Субъекты обладают меньшим количеством контактов с реальностью, нежели чем это желательно, вследствие чего испытывают некие трудности при стремлении раскрыться перед другими и чувствуют нехватку психологической теплоты из окружения. Однако, испытуемые, для своего возраста, обладают хорошо контролируемыми эмоциями, мужественностью, интенсивным стремлением к действию и к выходу из ситуации, имеют способность к различению и рассудительность в оценке реального. Также у данных субъектов преобладают амбиции, рвение, энергичность, настойчивость, в связи с чем, возникает желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо. При этом мы выявили, что у испытуемых имеется потребность в опоре на авторитет, наблюдаются поиски согласия с внешним миром, ощущение покинутости и также возможны колебания в поведении. Помимо этого, присутствует подозрительность, внутренняя тревога и скрытая агрессивность. Возможно наличие ловкости и находчивости у субъектов. Стараются не задерживаться на тревожащих фактах. В целом, у испытуемых в исследуемой подгруппе выборки  нормальное развитие и довольно высокий интеллект. Преобладает стремление сохранить свой внутренний мир. Жизненная энергия для них – это самое важное.

Испытуемый Сергей А., относящийся к данной исследуемой подгруппе, помимо перечисленных личностных свойств обладает также негативизмом и увиливанием, возможно, считает, что среда к нему враждебна, поэтому у него присутствует потребность теплоты из окружения.

Испытуемые Марина П., Никита М. и Александр П. выполнили тест за 35 минут. В ходе анализа и интерпретации рисунков мы выявили у данных испытуемых некоторые общие свойства.

У испытуемых в исследуемой подгруппе выборки проявляется открытость, доступность, чувство теплоты, а также готовность к контактам и отсутствие стремления скрывать свои чувства. Субъекты хорошо адаптированы к среде обитания, для них она в целом благоприятна. Однако мы выявили у испытуемых такие свойства как незащищенность и ригидность (прямолинейность). Преобладает потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия, а также потребность в защитном интеллектуальном контроле. Помимо этого, присутствуют такие качества как чувствительность

Похожие материалы

Информация о работе