Геологические и гидрологические условия Ельцовского района Алтайского края. Проектирование плана трассы и поперечных профилей, страница 4

2.1 Проложение трассы на местности

Автомобильную дорогу рассматривают в трех проекциях: в плане, продольном и поперечном разрезах. Горизонтальная проекция, представленная в виде плана, позволяет изобразить положение трассы в данных условиях рельефа местности.

Наиболее важным этапом в проектировании автомобильной дороги является выбор генерального направления. При проектировании автомобильных дорог необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, что предусматривает наименьшее нарушение экологических, геологических, гидрогеологических, и других естественных условий. Направление трассы на местности выбирают на основании данных технических изысканий (рельефа местности, наличия контурных препятствий), проектируют по кратчайшему направлению, не занимая особо полезных земель и ценных угодий. Необходимо избегать мест со сложным рельефом, где дорога может получиться с большими извилинами или крутыми подъемами и спусками; обходить по возможности болота, действующие овраги и избегать спуска в них вод из придорожных канав.

Трассу проектируем с оптимальными радиусами кривых в плане и продольном профиле, что позволяет повысить безопасность движения автомобилей, а, следовательно, повысить её пропускную способность.

Основным критерием при выборе плана трассы является уменьшение затрат на строительство автомобильной дороги, а для этого её прокладывают по наиболее оптимальному варианту.

План трассы изображается на ватмане формата А1. Начало трассы находится на станции Омская, конец в посёлке Ярославка. Прокладывая воздушную линию, стараемся минимально отклоняться от прямой, соединяющей два населенных пункта.

2.2 Выбор оптимального варианта трассы

Выделяем два варианта проложения трассы участка проектируемой автомобильной дороги.

1 вариант - на пути первого варианта находиться река Большая Черная, пересекая в одном месте.

2 вариант - на пути второго варианта находиться река Большая Черная, пересекая в двух местах линию проложения трассы, а также прилегающая к реке болотистая местность.

Выбирая оптимальный вариант проложения трассы дороги, наиболее приемлемым, считаю первый вариант, так как  в нем единственное препятствие можно устранить путем постройки моста.

2.3 Расчет основных элементов закруглений

При расчете элементов закруглений используем таблицы Н. А. Митина для разбивки кривых на автомобильных дорогах. Принимаем радиус кривых на всех поворотах – 600 м. Длина переходных кривых 120м.

После уточнения положения трассы  на топографической карте можно приступать к разбивке пикетажа, установлению положения плюсовых точек и определению элементов кривых.

В каждом углу поворота трассы определяем следующие точки и элементы (рисунок 3):

-вершину угла О;

-начало НК и конец КК кривой;

-угол поворота α между направлениями прямых до и после угла поворота;

-длины по прямой от концов до вершины угла АО и ОВ, которые принято называть тангенсами кривой Т;

-расстояние от вершины угла О до середины кривой, называемое биссектрисой Б;

-длину кривой К;

-разницу между длиной двух тангенсов и кривой 2Т-К=Д, называемую домером.

Производим вычисление тангенса, кривой, домера с помощью значений из таблиц Н.А. Митина.

Значение тангенса полного закругления определяем по формуле: