Лингвострановедческие реалии как необходимый элемент учебных материалов на старшем этапе в средней школе (на примере современных УМК), страница 7

Итак, следует отметить, что лингвострановедческие реалии в обучении иностранному языку имеют широкое распространение во всем языке и связаны не только с культурой, но и с методами, формами, целями и задачами обучения, с видами речевой деятельности и аспектами языка, которые являются основой обучения предмету иностранный язык. Более того, лингвострановедение, как особая учебная дисциплина, направлена не только на овладение языком, но и на развитие личности учащегося, его мировоззрения, кругозора, знаний, умений и навыков не только в рамках иностранного языка, но и в других науках, что осуществляет достижение предметных, межпредметных и личностных результатов, а также формирование УУД.

2. Реализация лингвострановедческого аспекта в современных УМК для средней школы

2.1.    Социокультурный аспект и лингвистические реалии в учебных материалах 10-11 классов современных УМК

Принимая во внимание цели и задачи обучения, можно сделать вывод, что одна из главных целей обучение иностранному языку является формирование межкультурной компетенции, которое обеспечивается как раз за счет присутствия социокультурного аспекта в УМК по английскому языку.

Рассмотрим само понятие «компетенция». Компетенция – это взаимосвязанный и взаимодополняющий набор умений и навыков, необходимый для эффективной и адекватной коммуникации с носителями языка.

Лингвострановедческий аспект в большинстве УМК представлен фоновой лексикой и реалиями, поведенческими образцами, диалогами повседневного обихода, памятниками культуры и страноведческими текстами в устной и письменной форме.

Неотъемлемость лингвострановедения как учебной дисциплины в обучении иностранному языку можно подтвердить, взяв за основу основные функции образовательного процесса. Представим данные в виде таблицы (таблица № 2):

Таблица 2

Реализация функций образовательного процесса в современных УМК на основе лингвострановедческого аспекта

№п/п

Функции образовательного процесса

Реализация в учебниках современных УМК 10-11 классов

Spotlight 10-11 (В. Эванс, Д. Дули)

Enjoy English (М. Биболетова, Е. Бабушис)

Happy English. Ru (К. Кауфман, М. Кафман)

1.

Образовательная

10 класс, с. 15 № 10 (обучение образованию прилагательных на примере известных персонажей); с 21 «Culture corner» (обучение лексике и культурным особенностям UK в теме «Teenage fashion»; 11 класс, c. 21  «History. Across the Curriculum» (изучение истории, осуществление межпредметных связей); с. 107 «Literature» - Джек Лондон.

10 класс, с. 36 № 94 (знакомство с музыкальными исполнителями); с. 97 № 37 (обучение истории, текст о цивилизации Майя); 11 класс c. 22 № 52 (музыкальные исполнители), с 58 № 44 (знакомство с Кембриджским Университетом)

10 класс, с. 16 Heathrow Airport, с. 105 № 1 (культура Канады), с. 112 (США), с. 114 (Австралия), с. 216 «Пигмалион»; 11 класс, с. 104 – 107 (Блог героини учебника, формирующий знания о Кентербери, Д. Чосере и т.д.)

2.

Воспитывающая

10 класс, с. 34-35 (знакомство с литературой, развитие личностных качеств с её помощью), с. 39 № 1 (знакомство с событиями Англии, воспитание уважения и интереса к культуре страны) с. 40 (воспитание ответственности в отношении денег); 11 класс, с. 96 «Geography. Across the Curriculum» (воспитание толерантности и сочувствия, понимания ситуации в развивающихся уголках Земли)

10 класс, с. 116 Dialogue Vocabulary (вежливое выражение своей точки зрения в общении), с. 133 № 22 (знакомство с программами обучения в университете, формирование навыков самостоятельности и принятия решения); 11 класс, с. 27 № 67 (формирование толерантного отношения к национальностям, проживающим в Британии)

10 класс, с. 8-9 диалог (развитие культуры общения), с. 11 класс, с. 104 – 107 (знакомство с Кентербери, развитие уважения и интереса к культуре, в т.ч. литературе и кухне),

3.

Развивающая

10 класс, с. 66 № 3 (умение вести диалог, развитие мышления), с. 70 № 1 (развитие догадки, воображения в выдвижении гипотез насчет темы текста) 11 класс, с. 96 № 4 (развитие воображения),

10 класс, с. 116 № 88 (развитие мышления на основе лингвострановедческого материала),  11 класс, с. 23 № 53 (развитие УУД на основе текста о музыке)

10 класс, с. 10 № 10 (развитие воображения и мышления), 11 класс, с. 99, № 5 (развитие воображения), с 108, № 8 (развитие мышления и смекалки), с 109 Homework A (развитие воображения)