Налоговая система Кыргызстана

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введенный в действие Налоговый кодекс позволил определить:

1 порядок установления и ввода в действие налогов;

2 виды налогов;

3 права (способы защиты прав) и обязанности налогоплательщиков;

4 формы и методы налогового контроля;

5 ответственность участников налоговых отношений.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система Кыргызстана возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы КР был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.

В нашей стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременною уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно оказывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому я считаю, что для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговою систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

В данный момент налоговая реформа нацелена на сокращение диспропорций путем перехода к однородности налогообложения, повышения прозрачности налоговой системы, а также расширения налоговой системы в целях повышения охвата сельскохозяйственного сектора и возникающих видов деятельности частного сектора.

Одним их важнейших шагов налоговой политики государства было принятие 1 июля 2006 года Налогового Кодекса Кыргызской Республики, где впервые были рассмотрены все виды налогов, раскрыта их структура и определены ставки. Однако Налоговый Кодекс, в силу его несовершенства, является. недостатком в кыргызском налоговом законодательстве. Принятый в 2006 году одним из первых в странах бывшего СССР, Налоговый кодекс КР к настоящему времени практически не изменился. Совершенно не определены основные начала налогового законодательства, то есть:

* нигде не сказано, какой характер должны иметь налоги в Кыргызской Республике - экономический или иной - произвольный;

* могут ли налоги быть дискриминационными по каким-либо признакам;

* допускается ли установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц и пр. Это негативным образом влияет на предпринимательскую среду и в конечном счете на доходы граждан и соответственно на их жизненный уровень.

Один из основных аспектов налоговой реформы, который не терпит отлагательства, это решение проблемы научной необоснованности налоговой нагрузки и ее воздействия на предпринимательскую активность граждан и предприятий. В апрельском послании 2002 г. Президента Кыргызской Республики депутатам ЗС и СНП Жогорку Кенеша заявлено намерение о постепенном снижении налоговой нагрузки с плеч юридических лиц на плечи физических лиц.

При оценке количества налоговых платежей необходимо расстаться с иллюзией небольшого количества налогов. Обычно говорят о 5 общегосударственных, 16 местных налогах к 2 отчислениях в специализированные фонды. Реальное их количество гораздо больше. Таким образом, задача сокращения количества налогов кардинально

Похожие материалы

Информация о работе