Убийство матерью новорожденного ребёнка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Впоследствии под влиянием христианства законодательство по отношению к детям изменилось в лучшую сторону – законодатель требовал от детей повиновения родителям, но в то же время выдвигает и ряд обязанностей родителей в отношении детей [8, с. 94]. Из Соборного уложения 1649 видно, что детоубийство подразделялось на убийство своего ребенка, рожденного в брачных отношениях и убийство внебрачного ребенка, наказание за которое было  более суровым, чем за первое.  Так, в статье 3 главы XXII было закреплено: «А будет отец или мать сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год, приходити им к церкви божии, и у церкви божии объявляти тот свой грех всем людям в слух. А смертию отце и матери за сына и за дочь не казнити». И наоборот, наказание ужесточалось, если матерью было совершено убийство незаконнорожденного ребенка. Статья 26 главы XXII указывает: «А будет которая жена учнет житии блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей и тех детей сама, или иной кто по ея велению погубит, а сыщется про то допряма: и таких беззаконных жен, и кто по ея велению детей ея погубит, казнити смертию безо всякия пощады, чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися». Исходя из этого можно увидеть, что в зависимости от того в браке ребенок родился или нет, наказание за его убийство варьировалось от одного года тюремного заключения до смертной казни. Данные нормы Уложения 1649 рассматривали детоубийство скорее как грех, а не уголовный проступок [4, c. 136].

В течение продолжительного времени и в русском, и в зарубежном праве, не являлось уголовно наказуемым убийство новорожденных уродов-младенцев. Вопрос, был ли младенец уродом, подлежал решению присяжных заседателей. Лишь после принятия Петром I указов 1704 и 1718 годов в России под угрозой сурового наказаний, вплоть до смертной казни, предписывалось не убивать уродов, не прятать их, а сообщать о них священникам и направлять в Кунсткамеру.

В эпоху Петра I детоубийство каралось смертью. Воинский Артикул 1715 г. в отличие от ещё действующего на тот момент Соборного уложения относил детоубийство, в частности, и законнорожденного ребенка к квалифицированному виду убийства. Так, в арт. 163 говорится: «Ежели кто отца своего, мать, дитя во младенчестве, офицера наглым образом умертвит, онаго колесовать, а тело его на колесо положить…» [13, с. 247] Но в случае, если убийство было совершено не нарочно, а, например, в результате применения к ребенку наказания, полагалось более мягкое наказание. В частности, арт. 163 подтверждал, что в таких случаях «наказание легчее бывает». Данное обстоятельство рассматривалось как смягчающее вину обстоятельство и влекло существенно меньшее наказание – годичное тюремное заключение, а после него церковное покаяние.

Изучая семантические особенности происхождения термина «детоубийство», можно отметить, что впервые законодательное закрепление он получил в Своде Законов Российской Империи 1832 года, но означал он убийство ребенка, находящегося в утробе матери. Убийство же уже родившихся детей именовалось чадоубийством. Свод законов относил эти преступления к умышленным, совершенным при отягчающих вину обстоятельствах, «особенных видах смертоубийства» [7, с. 60]. Так, ребенком в то время считался не только родившееся дитя, но и плод. И для разграничения внеутробной и утробной  жизни ребенка законодатель и ввел вышеуказанные термины, которые, впрочем, в последующем законодательстве не употреблялись. Свод Законов 1832 года также усилил и охрану жизни младенца-урода.

Принятое в 1845 году Уложение о наказаниях уголовных и исправительных окончательно установило в ст. 1469 запрет на «лишение жизни младенца чудовищного вида или даже не имеющего человеческого образа».

Уложение 1845 г. впервые рассматривало убийство «матерью младенца при самом рождении» как менее тяжкое (ч. 2 ст. 1451).  Поводом этому послужили достижения медицины XIX века, которые установили влияние процесса родов на психику женщины. Законодатель обосновывал введение для русского законодательства нормы тем, что «положение виновной в убийстве незаконнорожденного младенца есть необыкновенное, и часто она, терзаемая страхом, стыдом, угрызением совести и изнуренная телесными страданиями, почти лишается рассудка, и, следовательно, покушается на ужасное преступление без ясного осознания того, что она делает». Но действие данного положения распространялось только на те случаи, когда мать лишала жизни незаконнорожденного или внебрачного ребенка, под которыми понимались дети, рожденные незамужней женщиной, либо происшедшие от прелюбодеяния или же после признания брака недействительным.

Еще более мягкое наказание предусматривалось в отношении незамужней и первородящей женщины, неумышленно совершившей от страха или стыда убийство младенца при самом рождении, если при этом не было доказано, что она была уже прежде виновна в том же преступлении, а также в отношении женщины, причинившей смерть младенцу за оставление его без помощи (ч. 1 ст. 1460) или за сокрытие трупа младенца, родившегося мертвым (ч. 2 ст. 1460).

Спустя время революционное восстание 1917 года, изменившее общественно-политический строй России, привело к созданию нового государства и, следовательно, законов.

Однако в советском уголовном законодательстве не имелось специальных

Похожие материалы

Информация о работе