Профилактика агрессивного поведения подростков

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Факультет психологии

кафедра «Социальная педагогика и психология»

ТЕМА: «Профилактика агрессивного поведения подростков»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ:

студентки группы СПг - 209

специальности 050711

                                                                  

                                                                       НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

доцент, к.пс.н.

  Оценка:_______________

Владимир 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ……………………………………………………………….……………………..6

1.1. Понятие и формы агрессивного поведения……………………….....6

1.2. Причины агрессивного поведения подростков….…………………14

1.3. Психологические особенности подросткового возраста ……….....18

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..24

2.1. Анализ методов профилактики…………...…………………………24

2.2. Диагностика агрессивного поведения подростков………………...29

2.3. Реализация тренинга профилактики ………………………………..34

2.4 Проверка эффективности тренинга профилактики агрессивного    поведения подростков……………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….....37

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….....42

ВВЕДЕНИЕ

Негативные факторы влияния социальной среды, кризис духовной сферы в общественных отношениях, кардинальные изменения экономической стратегии в деятельности государства, обусловившие смену социальных норм и жизненных ценностей, сопутствуют появлению кризисных явлений в структуре общественных отношений, которые неизбежно сказываются на состоянии и развитии системы образования. Особенно наглядно данное влияние проявляется в межличностных отношениях внутри школы, в частности в отношениях между учителями и учащимися и между самими учащимися внутри их микросоциума, порождая систему различного рода деструктивных конфликтов - от прямых или косвенных угроз до импульсивных агрессивных действий. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема подростковой агрессии является одной из самых актуальных в мире.

Особенно тревожным фактом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Проблеме агрессивного поведения личности в целом и подростков в частности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и зарубежной психологии. Исследование агрессивного поведения подростков выступает центральным звеном в работах К. Бютнера (детская агрессия и конфликтное поведение), Л.М. Семенюк (коррекция подростковой агрессии), И.А. Фурманова (детская агрессивность), Ю.Б. Можгинского (диагностика и лечение расстройств поведения, агрессивности, различных форм зависимости), А.А. Реана (предупреждение и коррекция девиантного поведения) и др.

Проблемой исследования является противоречие между основательно изученной темой агрессивного поведения и наличием его у подростков, как в образовательном учреждении, так и за его пределами.

Решить данную проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках теоретически обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-психологической помощи личности подростка посредством последовательных воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Цель исследования: выявление наиболее оптимальных путей социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков.

Объект – особенности агрессивного поведения подростков.

Предмет – организация профилактики агрессивного поведения подростков.

Гипотеза исследования заключается в том, что профилактика агрессивного поведения подростков будет эффективной при соблюдении следующих условий: 1) изучении причин агрессивного поведения подростков; 2) использовании методов, направленных на профилактику агрессивного поведения подростков: дискуссии (общение – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте), игровых упражнений (способствуют снятию раздражительности и напряжения, происходящих на фоне гормональной перестройки), интерактивных игр (проявление, переживание и отыгрывание агрессии), арт-терапии (выражение подростками агрессии без причинения вреда другим);

Задачи исследования:

1)  провести теоретический анализ литературы по теме исследования;

2)  проанализировать причины и распространенные формы агрессивного поведения подростков;

3)  подобрать методики диагностики агрессивного поведения;

4)  составить и реализовать тренинг профилактики агрессивного поведения подростков.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

- теоретические: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция.

- эмпирические: методика диагностики самооценки психических состояний (Г.Ю. Айзенк), опросник на выявление агрессивного поведения (Л.Г. Почебут), тест описания поведения К. Томаса.

Опытно-экспериментальная база исследования:

Для подтверждения гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 37 учеников 8 и 9 «А» классов МБОУ СОШ №1 г. Радужный.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО

Похожие материалы

Информация о работе