Анализ школьных программ по литературе в аспекте изучения пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............

Глава I. Специфика драмы.....................................................................................

Глава II. Анализ школьных программ по литературе в аспекте изучения пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Глава III. Разработка  урока литературы по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» ……………………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………...................

Список литературы……………………………………………………................

Введение

Литературное наследие Чехова состоит из нескольких драм и множества мелких, «коротких» произведений, в которых писатель тоже словно торопился поведать читателям все, что он думал о России своего времени.

Значение Чехова для нашей современности бесспорно. Чехов ценен для нас и как мастер художественного слова, и как писатель, по произведениям которого мы изучаем русскую жизнь конца XIX века. Прекрасно о значении творчества Чехова сказал М.Горький : «Когда умрет Чехов, умрет один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, друг любящий, сострадающий ей во всем, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его,  долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освященным грустной улыбкой любящего сердца, по сто рассказам, пронизанным глубоким сознанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который все понимал».[28]

Творчество прозаика остается актуальным, так как и сегодня волнуют человека проблемы любви и счастья, нравственные искания, обретение смысла жизни. Актуальны для современного читателя и вопросы чинопочитания, пошлости и  многие другие. Необходимо довести эти проблемы до сознания школьников, заставить детей размышлять над ними.

Произведения Чехова включены в различные школьные программы, каждая из которых имеет свои особенности.

Цель данной курсовой работы – проанализировать школьные программы по литературе и определить в них роль творчества А.П. Чехова, разработать урок по изучению пьесы «Вишневый сад».

Для достижения этой цели нами поставлены задачи:

- изучить учебную и научную литературу по теме;

- провести сравнительный анализ школьных программ по литературе (школьная программа по литературе под редакцией А.Г. Кутузова, программа под редакцией В.Я. Коровиной и программа под редакцией Г.С.Меркина) с точки зрения изучения творчества А.П. Чехова;

- разработать конспект урока по теме «Анализ пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».

- сделать выводы.

Объект исследования – школьные программы по литературе под редакцией А.Г. Кутузова, под редакцией В.Я. Коровиной, под редакцией Г.С. Меркина.

Предмет исследования – пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» в школьном изучении.

Теоретическая и практическая значимость работызаключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при подготовке и проведении уроков литературы в школе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Специфика драмы

Драма в литературе занимает особое положение, так как она одновременно и полноправный литературный род, и явление, закономерно принадлежащее театру. Отсюда следует, что «сама структура драмы должна обладать такими качествами, которые позволили бы ей как роду искусства словесного  сохранить свою независимость и не превращаться из самостоятельного субъекта в объект для театральных опытов, которые позволили бы ей без нарушения основ своей собственной структуры — путем лишь соответственной модификации и приспособления словесного материала — дать крепкий словесный остов для спектакля»[20].  В отличие от эпоса, в драме мы видим «подражание действию... посредством действия, а не рассказа» По точному и образному определению В. Г. Белинского, «драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя»[5].

Специфическими чертами драмы как рода являются отсутствие повествователя и резкое ослабление описательного элемента. Основа драмы — зримое действие, и это сказывается на особом соотношении в ней событийного движения и речей персонажей. Высказывания героев и расположение, соотношение частей — важнейшие способы раскрытия мысли автора. По отношению к ним другие способы выражения авторской позиции (перечень действующих лиц, ремарки, указания для постановщиков и актеров) играют второстепенную роль.

Важнейшей содержательной категорией в драме является конфликт. Безусловно, конфликты существуют и в эпосе, они могут присутствовать и в лирическом произведении, но их роль и значение в эпическом и лирическом сюжете иные, чем в драме. Выбор конфликтов и выстраивание их в систему во многом определяют своеобразие позиции писателя, драматические столкновения — существеннейший способ выявления жизненных программ персонажей и самораскрытия их характеров. Конфликт во многом обусловливает направленность и ритм сюжетного движения в пьесе.

Содержательное наполнение конфликтов, равно как и способы их воплощения в драматическом произведении могут носить различный характер. Традиционно конфликты драмы по их содержанию, эмоциональной остроте и окрашенности подразделяют на трагические, комические и собственно драматические. Эти типы выделены в соответствии с двумя основными жанровыми формами

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
184 Kb
Скачали:
0