Революция 1917 года и московское общество, страница 2

В качестве главного источника мы будем использовать книгу под названием «Дневник москвича» Н. П. Окунева, который начал вести свой дневник в первый день войны 1914 года. Наибольшую ценность для нас представляют записи, относящиеся к 1917 году, в которых отражена хроника Февральской и Октябрьской революций в Москве.

Война застала автора дневника в возрасте примерно пятидесяти лет на должности московского агента пароходства «Самолет». Начинал же Никита Окунев – приказчиком в небольшом торговом деле своего отца, только-только вышедшего из крестьян. Так что и крестьянский быт, и уклад мелкого купечества автор знал довольно хорошо. По своим убеждениям он был толстовцем, голосующим за кадетов, но он не жалует ни левых, ни правых. Пожалуй, его можно назвать «средним москвичом». А тон его записок можно определить как тон народного здравомыслия[1]. Окунев далек от идеологии и высокой политики, но его записи весьма актуальны.

Окунева не интересуют высокие материи, он во власти цен на рынке, безобразий на улицах, газетной хроники и всего того, что нарушило его бытовую повседневность, лишало надежд на будущее.

Данный источник относится к жанру «мемуары», т.е. это записки современников, повествующие о событиях, в которых автор либо принимал непосредственное участие, либо являлся свидетелем описываемых событий. Поэтому при работе с таким историческим источником, как мемуары, необходимо быть очень аккуратным, так как можно столкнуться с проблемой достоверности данного источника. Ведь особым свойством мемуаров являются глубокое личностное начало, чрезвычайная субъективность автора.

«Дневник москвича» делится на две части: дореволюционную и после[2]. Первая часть интересна тем, что в ней описывается главное событие 1914-1916 гг. – война, но она не затрагивает напрямую автора, потому что она где-то далеко, и Никита Окунев получает известия о ней из газет и от прибывающих очевидцев. Однако революция находится прямо перед глазами автора мемуаров. Он видит вооруженные толпы, пальбу по Кремлю, очереди перед магазинами, ночные и дневные грабежи, топливный и продовольственный кризисы, рост цен, разгон Учредительного собрания и т.д. Следуют 1918, 1919, 1920 годы – мир с немцами, призывы и угрозы со страниц газет и трибун, постепенный развал огромного государства, новая экономическая политика и т.п.

Чтобы более подробно изучить данной вопрос, можно сформулировать следующую цель – определить основные тенденции восприятия событий революций 1917 года московским обывателем.

Для достижения указанной цели мы считаем необходимым для себя выполнить ряд следующих задач:

1.  Выявить отношение московского обывателя к революции.

2.  Определить, как московский обыватель оценивает свою роль в революции.

3.   Выяснить, какое влияние революция оказала на жизнь Никиты Окунева.

Методология. При исследовании данной проблемы мы исходили, прежде всего, из принципа историзма - источник оценивался, прежде всего, исходя из специфики исторических условий, в которых он создавался, с учетом всех факторов (как субъективных, так и объективных), которые оказывали влияние на его автора.

В общетеоретическом плане мы опирались на цивилизационный подход, который предлагает рассмотреть революцию и связанные с ней события как социокультурный раскол между традиционным и «новым» (модернизированным) слоями российского общества. Учитывая огромные масштабы революционных событий в России 1917 года, можно понять, что «современные» и «забитые» городские обыватели не могли укрыться от потрясений такого рода раскола.

В курсовой работе нами так же широко применялся описательный метод, позволивший конкретно, ярко, детально представить сложную гамму чувств городского обывателя революционного времени.

Новизна данной работы, на наш взгляд, состоит в том, что вплоть до настоящего времени более - менее подробно изучались лишь политические настроения и политическое поведение обывателей в период революций и связанных с ней событий, анализ мотивации которых базировался на социально-экономических особенностях этого общественного слоя. Более того, проблемы повседневности практически никогда не затрагивались. Поэтому изучение повседневного поведения городского населения, мы считаем, достаточно «свежим» подходом к общей проблеме общества в период революций и тесно связанных с нею событий.