Теоретические аспекты управления рисками в трансграничной торговле. Переход риска в соответствии с Венской Конвенцией 1980 г, страница 2

Международные торговые операции между резидентами разных стран подвергаются рискам, которые, как правило, отсутствуют во внутренних операциях. Подобные риски, в первую очередь, связаны с тем, что сделки осуществляются в партнерстве с зарубежными контрагентами. Анализ специфики внешнего рынка приводит к тому, что  компании сталкиваются с культурными особенностями зарубежных партнеров, различиями в государственном устройстве, законодательстве страны, трудностями при ведении финансовых операциях, которые влекут за собой дополнительные транзакционные издержки и т.д. В целом, при ведении торговли на зарубежных рынках можно выделить следующие сущностные аспекты риска: во-первых, обычный предпринимательский риск, а во-вторых, риск, вызванный отличительными чертами конкретной страны - «страновый риск». Страновой риск можно охарактеризовать как возможные «прямые убытки по материальным или финансовым активам, размещенным в данной стране, или непредвиденное снижение доходов по этим активам, обусловленные произошедшим в конкретной стране событиями макроэкономического, финансового или социально-политического характера, развитие которых не могли контролировать ни предприниматели, ни отдельные лица».

Как мы видим, риски играют центральную роль в коммерции, в том числе и в отношениях по купле-продаже товаров (вопросы перехода риска). Положения в договоре о переходе риска, его распределении, являются неотъемлемой частью межгосударственных торговых контрактов. Иными словами, одна из главных задач договаривающихся сторон состоит в том, чтобы четко определить, кто из участников и при каких условиях обязуется нести риск убытков, и что причитается пострадавшей стороне, в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения договора.

Однако ни Венская конвенция О договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее – Венская конвенция), ни ИНКОТЕРМС 2010 не дают понятие «риска».

Вместе с тем, общий смысл положений упомянутых документов и комментариев к ним позволяет нам определить риск  как событие или группу случайных событий, наносящих вред и  приводящих к гибели или же повреждению объекта, обладающему данным риском. Что касается форм основных рисков, то в литературе отсутствует стройная система классификации внешнеторговых рисков.

       Виды рисков

Существует множество подходов к классификации рисков, которые определяются разной природой их возникновения.

Во-первых, анализ соответствующих судебных решений  свидетельствует о том, что нормы, регулирующие последствия причинения вреда или утраты товара, применяются вследствие следующих событий:  посадка судна на мель или затопление корабля, используемого в качестве транспортировщика груза; ущерб, причиненный товару со стороны третьих лиц; аварийная разгрузка; кража; неумышленное действие или бездействие, совершенное перевозчиком груза или его работниками; нарушение правил хранения и др.[4] Во-вторых, возможна классификация по роду опасности: выделяют природные, техногенные или смешанные риски. В-третьих, риски различаются по времени: ретроспективные, текущие, перспективные.

Тем не менее, существуют и другие негативные события, факторы, которые могут влечь за собой известные риски в международной торговой деятельности. Вследствие этого, для целей настоящей работы принято выделять две общие группы рисков: внешние события, не зависящие от исполнения/неисполнения контракта, и внутренние события, как следствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора купли-продажи.

Внешние неблагоприятные факторы: деятельность по осуществлению международной торговли всегда подвержена особым, внешним рискам, которые возникают не из договорных обязательств; рискам, которые не подвластны предприятиям и, соответственно, не могут быть контролируемыми. Единственная возможность минимизации настоящих рисков состоит в том, чтобы, опираясь на стратегический план хода торговой операции, управлять текущей ситуацией и стараться предвидеть развития неблагоприятных событий[5]. По содержанию подобные события подразделяются на:

·  риски физического ущерба, а именно неблагоприятные последствия в связи с естественными природными явлениями стихийного характера, обстоятельствами непреодолимой силы, действиями различных лиц неэкономического характера, таким как кража, забастовки, доставка груза не уполномоченному лицу и т.д.