Психолого – педагогические основы моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психолого – педагогические основы моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников………………………………………………………………………..7

1.1 Характеристика основных понятий исследуемой проблемы…………………………………………………………………………..7

1.2 Обоснование педагогических условий использования моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников…………………………………………………………………...….11

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….17

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по использованию моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников……………………………………………………………18

2.1 Определение уровня сформированности знаний об окружающем мире у младших школьников……………………………………………………………………....18

2.2 Реализация педагогических условий использования моделирования как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников………………………………………………………………………23

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………….....28

Список литературы……………..………………………………………………..29

Приложения……………………………………………………………………...31


Введение

В условиях современной научно-технической революции, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, особое значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость активно использовать на уроках окружающего мира такой метод обучения, как моделирование. Именно моделирование, на мой взгляд, в наибольшей мере отвечает задаче формирования у обучающихся знаний об окружающем мире и экологических связях в нем. Так как модели делают «видимыми» невидимые связи, где объекты соединены стрелками или линиями. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Вместе с тем, процесс моделирования предполагает решающую роль самостоятельной работы детей, их непосредственное участие в построении моделей. Всё это активизирует познавательную деятельность детей и помогает им устанавливать связи, существующие в природе.

Образовательная область "Познавательное развитие", заявленная ФГОС НОО, предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент совокупности экологических представлений о природе, субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в этом возрасте дети получили достоверные знания и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие с природой.

Благоприятным периодом для формирования экологического сознания является младший школьный возраст. Для этого возраста характерно, проявление эмпатии, доступна логика природы. Дети легко устанавливают сходства в окружающем мире. Достаточно высоко развита идентификация с собой ("растению, животному больно, так же как и мне, "оно дышит, движется"). Так как этот возраст является наиболее "сенситивным" к окружающему миру, именно в этот период важно сформировать у детей бережное отношение к нему, осознание взаимозависимости и равноценности. Важно, чтобы сообщение детям определенного набора экологических знаний сочеталось с эмоциональным воздействием природных объектов на них, с практической деятельностью, стимуляцией экологической активности детей.

Развитие представлений дошкольника в той или иной познавательной сфере должно идти по пути оптимизации мыслительных операций, доминирующих для данного возраста. В частности, для развития знаний о природе может быть использован метод моделирования - система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы. Основной мыслительной операцией наглядного моделирования является замещение (по Л.А. Венгеру) - использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов [2].

Метод наглядного моделирования помогает ребенку создать образ особого типа - схематизированный, отражающий не все, а наиболее существенные связи и свойства объектов.

Моделирование как метод обучения применялся с первых шагов человека по передаче своего опыта подрастающему поколению. Однако лишь настоящему времени принадлежит его активное теоретическое осмысление, а следовательно, и более осознанное применение в практике( Клепинина, З. А., С.166). Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов в виде шкал, диаграмм, графиков, формирует способности воображения и образно-символического мышления ребенка. Этой проблеме уделяют внимание следующие авторы: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, А.А. Плешаков, З.А. Клепинина и другие.

Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
81 Kb
Скачали:
0