Феномен Тульпы и работа с ним в учебном процессе, страница 7

По словам А. А. Гостева, вторичные образы связаны с особым уровнем представлений, который выделяется среди прочих и признаётся высокозначимым. Этот уровень отражает воздействие окружающего мира во вторичных образах и не только представляется переходным звеном от непосредственного восприятия к высшим психическим процессам и функциям, но и качественно новой ступенью познания.

Однако А. А. Гостев подразумевает под вторичными образами более широкое понятие, заключающее в себе образы в сознании, подсознании, предсознании и сверхсознательных состояниях. Сравнивая с Тульпами, их привыкли рассматривать как отображение подсознательной деятельности. Также можно отметить схожесть в том, что как образы, так и Тульпы отображают внутренний мир человека. В целом, Тульпы можно считать одним из видов образов.

Подчёркивается значимость образов в психокоррекционной практике. Но тут, скорее, больше подойдёт сравнение с сервиторами, чем с Тульпами, ибо в данном случае образ используется как инструмент для диагностирования и изучения человека.

А. А. Гостев отмечает неоднозначность знаний об образах всех ракурсов рассмотрения проблемы. Он рассматривает образы как субъективное переживание, понимает образы как «ментальную репрезентацию», изучает их как атрибут стимульного материала и как когнитивную стратегию.

Феномено-логически-герменевтический подход А. А. Гостева также похож на тульповодство, так как рассматривает внутренний мир человека как личность, с которой человек общается.

Воображение является неотъемлемой частью тульповодства. В своей работе «Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов» А. А. Гостев отмечает некоторые важные для понимания Тульп и того, что они из себя представляют, вещи. Он описывает воображение как дар проникновения в подсознание и способность проявлять в какой-либо форме содержание неосознаваемого психического и превращать его в видимые формы. Вполне возможно, что А. А. Гостев начал понимать феномен Тульпы ещё задолго до того, как был введён термин, и до того, как тульповодство распространилось по всему миру. Любопытно замечание Андрея Андреевича о том, что К. Юнг отмечал фантазию как мост между внутренним и внешним мирами, между сознательным и бессознательным, между рациональным и эмоциональным. Точно такие же свойства присутствуют и у Тульп, которые изначально связаны с подсознанием.

3.2 Связь с воображением и его программирующей функцией

Как уже говорилось ранее, образное мышление находится на стыке нескольких наук, в числе которых есть философия. И. Кант и Хфйдеггер утверждали, что воображение выступает как основа познания и сознания мира, в том числе, и самого себя.

Психологи и психотерапевты в свою очередь не раз отмечали, что воображение имеет большое значение в жизни человека и влияет не только на психические процессы, но и на организм.

Р. С. Немов вывел четыре вида воображения: активное (характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы), пассивное (образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека), продуктивное (в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается), репродуктивное (ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество). Мы считаем, что эти виды необходимо упомянуть для лучшего понимания того, чем занимаются тульповоды, так как тульповодство включает в себя все виды воображения. Также стоит вспомнить, что активное воображение может быть творческим и воссоздающим, а в тульповодстве используется именно творческий тип активноного воображения. Оно включает в себя следующие приёмы: агглютинация (в переводе с греческого – склеивание; берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета) и аналогия (её сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, типизация (выражение общего в типичном).