Решение задачи формирования облика ракеты класса “воздух-воздух” на этапе предварительного проектирования, страница 3

Здесь  λк- удлинение консоли руля. Зависимость Sр ( λк) приведена на рис.1,3,б. Как видим, при Sv=4 допустимое удлинение консоли руля составляет λк = 3,5. Таким образом, допустимые по условиям ограничения по размаху удлинения крыла и руля имеют различные значения. В частности, удлинение консоли руля благодаря складыванию примерно в семь раз превосходит удлинение консоли крыла. Численные значения величин Sкр и Sp определяются ниже в §2 по данным расчета аэродинамических характеристик ракеты (располагаемая перегрузка ракеты и величина балансировки в контрольных режимах) из условия совпадения этих характеристик с требованиями ТТЗ. 

§2. Задача определения аэродинамических характеристик ракеты.

Перейдем к рассмотрению задачи определения аэродинамических характеристик ракеты и, в частности, установим расчетные условия для определения параметров   Sкр и Sр.

Поскольку аэродинамические характеристики ракеты в существенной степени зависят от числа М, рассмотрение должно проводиться для ряда значений этого числа. В первом приближении достаточно ограничиться двумя значениями этого числа: дозвуковым M1= 0,8..0,9 и сверхзвуковым М2= 3..4.

Далее рассмотрим зависимость аэродинамических характеристик от углов отклонения руля δ и угла атаки α. Поскольку на этапе выбора параметров используются максимальные значения этих углов, рассмотрим, из каких соображений они определяются.

Максимальные значения угла отклонения рулей – δpm современных ракетах используется максимальный угол отклонения руля, равный δpm = 30°. Это полное отклонение руля расходуется как на управление ракетой по основным каналам (создание располагаемой перегрузки) δp′= 20÷25°, так и на управление по крену -  δр′′ =20÷25°. Таким образом, при выборе параметров аэродинамической схемы по основным каналам следует принимать δpm =δ′p =  20÷25°.

Максимальное значение угла атаки - а . Перспектива развития современных высокоманевренных ракет связана с непрерывным ростом величины αm, вплоть до значений αm= 30 - 40°.   Допустимые по условиям эксплуатации максимальные значения величин αm должны определяться с учетом вредного влияния нелинейности аэродинамических характеристик и наличия перекрестных связей между каналами управления. Поскольку целью настоящей работы является создание методических основ выбора параметров аэродинамической схемы ограничимся значением αm= 20 ÷25°.

Отметим, что перспективные носители будут реализовывать углы атаки при старте ракеты вплоть до значений αm = 60..90°. В этом случае наряду с аэродинамическими рулями следует дополнительно использовать газодинамические схемы создания управляющих моментов по основным каналам и крену.

Теперь перейдем непосредственно к формулировке условий, определяющих выбор настроечных параметров Sкр и Sр.Поскольку настроечных параметров два, необходимо два условия для их определения. Отметим, прежде всего, что оба условия должны относиться к числу М=М1. Примем М2=3.

Сформулируем эти условия.

Обеспечение требуемого значения располагаемой перегрузки np в режиме М=3; Н=Нmax. Для ракет рассматриваемого типа величина Нmax обычно составляет 25 км. Требуемое значение np необходимо обеспечить в балансировочном режиме, т.е. с учетом потери подъемной силы при отклонении рулей. По опыту разработки ряда ракет np ≥3,0.

Обеспечение требуемого значения балансировочного угла атаки           αm = 20÷25° при заданном значении m zCy ≈ 0,1 и δpm =20÷25° на режиме М=М2=3,0.

Отметим, что после определения величин Sкр и Sр компоновка должна быть проверена на обеспечение требуемого значения запаса продольной статической устойчивости в режиме М=М1=0,8.

Сформулируем теперь эти условия математически, основываясь на использовании методики проф. Л.С.Чернобровкина [3]. На основе использования основных положений этой методики могут быть определены:

·  Коэффициент аэродинамической подъемной силы ракеты С (α,δ);

·  Коэффициент аэродинамического продольного момента mz(α,δ).

1. Коэффициент подъемной силы ракеты. В соответствии с основными положениями методики Л.С.Чернобровкина подъемная сила летательного аппарата определяется как сумма следующих составляющих: подъемной силы изолированного крыла, состоящего из двух консолей, подъемной силы изолированного корпуса, подъемной силы изолированного руля, состоящего из двух консолей.