Алгоритмы преобразования одномерных массивов, страница 6

4.  Переменная n, принимающая значение количества элементов массива;

И массив, и все переменные будут целочисленными, то есть мы им зададим тип данных integer.

В основной части программы (после служебного слова begin) для лучшего восприятия и наглядности, по аналогии с предыдущими задачами, с помощью оператора вывода на экран write (writeln) опишем цель нашей программы: «Программа находит максимальный элемент заданного с клавиатуры одномерного массива».

Ввод количества элементов осуществляется аналогично предыдущей задаче (рис.4).

Далее, по аналогии с прошлой задачей, с помощью цикла со счетчиком, мы должны ввести с клавиатуры значения элементов и запомнить их в наш массив. Для наглядности, с помощью оператора вывода на экран, сделаем так, чтобы  его элементы были нам видны.

Принцип нахождения максимального элемента из данных заключается в том, что нужно задать цикл, который будет по очереди, попарно сравнивать все элементы друг с другом и принимать максимальное значение за переменную max (рис. 17).

19

Рисунок 17. Запись цикла для подсчета максимального элемента массива

То есть, переменной max присваивается i-тый элемент массива mas. Начиная со второго элемента, цикл начинает сравнивать: присвоенное переменной max значение больше i-го элемента массива или меньше. Если больше, то переменной max присваивается значение этого элемента.

Полный текст программы представлен в приложении 3.

Работоспособность программы (рис. 18, 19, 20):

21

Рисунок 18. Окно программы при запуске

22

Рисунок 19. Окно программы после ввода количества элементов массива

23

Рисунок 20. Окно программы после выполнения задачи и вывода ответа на экран

Алгоритм решения задачи на сортировку элементов массива по возрастанию/убыванию методом «пузырька»

Задача: отсортировать массив по возрастанию или убыванию значений его элементов.

Как и в предыдущих задачах, входными данными для решения этой задачи будет одномерный массив чисел, введённых с клавиатуры. Размер этого массива будет произвольным, но определённым. Элементы массива будут целочисленными.

Ход решения задачи: мы выполнили эту задачу так же, как и прошлую, в графическом режиме GraphAbc. Следовательно, после Program мы должны включить соответствующий модуль.

Необходимые для решения этой задачи переменные занесём в раздел описания переменных и укажем их тип:

1.  Массив b;

2.  Переменная i, отвечающая за цикл ввода массива;

3.  Переменная j, отвечающая за цикл сравнивания элементов массива;

4.  Переменная k, принимающая значение большего или меньшего элемента массива в цикле их сравнения;

5.  Переменная n, принимающая значение количества элементов массива;

6.  Переменная r, принимающая значение ответа на вопрос о порядке сортировки (по возрастанию или по убыванию).

И массив, и все переменные будут целочисленными, то есть мы им зададим тип данных integer.

В основной части программы (после служебного слова begin) для лучшего восприятия и наглядности, по аналогии с предыдущими задачами, с помощью оператора вывода на экран write (writeln) опишем цель нашей программы: «Программа показывает работу метода сортировки "Пузырёк"».

Ввод количества элементов осуществляется аналогично предыдущей задаче (рис.4).

Далее, по аналогии с прошлой задачей, с помощью цикла со счетчиком, мы должны ввести с клавиатуры значения элементов и запомнить их в наш массив. Для наглядности, с помощью оператора вывода на экран, сделаем так, чтобы  его элементы были нам видны.