Теоретико-методологические основы изучения временной идентичности современных студентов. Эмпирические исследования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Столиным – было принято понимание самоотношения в контексте представлений о смысле «Я». Смысл «Я» предполагает определенный язык его выражения, а этот «язык» может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так и для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, так как в связи с противоречивостью бытия, пересечением деятельностей и «противоборством» мотивов субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес.

Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.

Шкалы:

1)  Закрытость

2)  Самоуверенность

3)  Саморуководство

4)  Отраженное самоотношение

5)  Самоценность

6)  Самопринятие

7)  Самопривязанность

8)  Внутренняя конфликтность

9)   Самообвинение

Полное описание методики МИС см. в приложении 3.

3) Методы математической обработки данных.

Обработка результатов исследования реализована в программах Microsoft Excel и STATISTICA 10.0 и проведена с помощью методов описательной и математической статистики. Включает: сравнение по процентам, расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, расчет U-критерия Манна-Уитни [Источник: Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.].

2.2 Особенности системы отношений личности к временному континууму у студентов

Результаты опросника временной перспективы и опросника  временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо у студентов различных факультетов представим в средних показателях по шкалам в таблице 2.1. Первичные данные см. в приложении 4.

Таблица 2.1 - Результаты опросника временной перспективы и опросника  временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо

Шкала

Студенты математического факультета

Студенты психологического факультета

Негативное прошлое

3,3

2,9

Гедонистическое настоящее

3,5

3,6

Будущее

3,3

3,3

Позитивное прошлое

3,4

3,5

Фаталистическое настоящее

2,9

2,8

Трансцендентное будущее

3,1

3,3

Итак, в целом найденные значения показывают, что они находятся в пределах значений, которые являются средними.  Для наглядности покажем результаты опросника временной перспективы и опросника  временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо среди студентов на гистограмме (см. рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Показатели опросника временной перспективы и опросника  временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо

У студентов математического факультета (3,3) более выражена степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований, чем у студентов психологического факультета (2,9). Следует отметить, что показатель находится в пределах среднего значения.

У студентов математического факультета (3,5) менее выражено гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни, чем у студентов психологического факультета (3,6). Гедонистическое настоящее предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград.

У студентов математического факультета (3,3) одинаково со студентами психологического факультета (3,3) выражена степень ориентации на будущее, которая выражает наличие у личности целей и планов на будущее.

У студентов математического факультета (3,4) менее выражена степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию, чем у студентов психологического факультета (3,5).

У студентов математического факультета (2,9) более выражена степень фаталистического, беспомощного и безнадежного отношения к будущему и жизни, чем у студентов психологического факультета (3,8).

У студентов психологического факультета (3,3) более выражена степень отношения к трансцендентному будущему, чем у студентов математического факультета (3,1). Студенты психологического факультета в большей степени убеждены в том, что существуют некие законы жизни, предписанные Богом, по которым и должны жить люди.

Укажем результаты опросника временной перспективы и опросника  временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо у студентов различного пола. Представим полученные данные в средних показателях по шкалам в таблице 2.2. Первичные данные см. в приложении 4.

Таблица 2.2 - Результаты опросника временной перспективы и опросника  временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо

Шкала

Студенты женского пола

Студенты мужского пола

Негативное прошлое

3,1

2,9

Гедонистическое настоящее

3,6

3,5

Будущее

3,3

3,2

Позитивное прошлое

3,6

3,1

Фаталистическое настоящее

3

2,5

Трансцендентное будущее

3,4

2,9

Итак, в целом найденные значения показывают, что они находятся в пределах значений, которые являются средними.  Отметим, что у студентов женского пола показатели выше, чем у мужского пола по всем рассматриваемым шкалам. Наиболее существенные различия по степени отношения к фаталистическому настоящему, позитивному прошлому и трансцендентному будущему. Для наглядности покажем результаты опросника временной перспективы и опросника  временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо среди студентов разного пола на гистограмме (см. рисунок 2.2).

 

Рисунок 2.2 – Показатели опросника временной перспективы и опросника  временной

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
135 Kb
Скачали:
0