Внешняя среда хозяйствования предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Весьма существенное значение в анализе занимает правовая среда, представленная сводом законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы отношений предприятия и других субъектов рынка. В соответствии с нормативными актами на предприятии осуществляется расчет себестоимости товара и расчет прибыли определение некоторых характеристик потребительских свойств товаров, выбор упаковки товара, нанесение маркировки а товар и упаковку, заключение сделок по приобретению сырья и продаже товарной продукции, оказанию услуг.

Социальную среду, где функционирует предприятие, можно определить через совокупность явлений и процессов, происходящих в обществе. Изучение социальной среды позволяет предприятию учитывать тенденции, происходящие в структуре общества и в общественном мнении. Основными показателями в анализе здесь выступают: численность населения, половозрастной состав населения, миграция населения, показатели рождаемости и смертности, показатели естественного прироста населения, количество детей в семье, уровень образования, показатели качества жизни и др.

Принципиальное значение в планировании хозяйственной деятельности имеет научно-техническая среда, состояние развития науки и техники. Изменения в научно-технической среде обусловливают необходимость внесения инноваций в технологию изготовления товара и упаковки, в организацию продажи и доставку товара, послепродажное обслуживание. Ускорение развития НТП с середины 80-х гг. 20-го столетия делает необходимым постоянное изыскание предприятием различного рода новаций, позволяющих сокращать издержки и повышать качество покупательской удовлетворенности.

Большую роль в деятельности предприятий играет природная среда, которая объединяет факторы природно-сырьевого потенциала, экологию, климат, географический ландшафт и т.д. Вес больше проблематичным становится использование природных источников сырья. Редкость, а порой и дефицит, некоторых ресурсов определяет их высокую стоимость, что сказывается на цене, по которой продукция реализуется на рынке. Это приводит к снижению спроса и объема реализации. Уменьшение доли прибыли в цене Для повышения конкурентоспособности предприятия в итоге может поились на снижение финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Государственное регулирование экологических норм обусловливает многие решения в области выбора производственных технологий, строительства специальных сооружений для очищения отходов производства, удаляемых в окружающую среду. Показатели температуры, влажности воздуха, скорости ветра учитываются при проектировании товара, например, при определении теплозащитных, ветрозащитных и влагозащитных свойств одежды и обуви, светостойкости пластмасс для изготовления оконных рам и т.д.

Исследование культурной среды необходимо для определения ценностных норм и представлений покупателей о товаре, характере его использования. Изучение культурной среды дает возможность проанализировав традиции потребления товаров, изыскать возможности по формирована вкусов и предпочтений.

Важным объектом изучения всегда является покупатель. Для предприятия весьма важно не только определить круг потенциальных и реальных покупателей, но и провести анализ требований и предпочтений покупателе в отношении продукции фирмы и ее конкурентов. В процессе изучения покупателей используется метод сегментации.

Проведение оценки вкусов и предпочтений покупателей предполагает использование специальных методик по оценке конкуренту способности товара. Организация и эффективное функционирование хозяйственной деятельности, конкурентоспособность товара обеспечиваются посредством анализа поставщиков предприятия. Ими могут являться поставщики сырья, материалов, которые определяют качественные и стоимостные характеристики продукции; поставщики рабочей силы, от которых зависит уровень квалификации рабочих и служащих; поставщики финансовых средств дл внедрения инноваций и расширения производства; поставщики информационных технологий, которые обеспечивают эффективные коммуникации внутри предприятия и внешние коммуникации с потребителями, поставщиками сырья, торговыми посредниками. В процессе анализа поставщиков используются показатели, характеризующие: специализацию поставщики стоимость товара, качество товара, стабильность и условия поставок.

1.5. Методические подходы к оценке внешней среды предприятия

Мировой наукой предложено осуществлять анализ и оценку внешней среды с помощью PEST (ЗТЕР)-анализа, которым предусматривается системный стратегический анализ таких его основных факторов, как политических ( Р - political ), экономических  - economic ), социальных ( S - social) и технологических  - technological ).

Существуют также предложения о целесообразности осуществления углубленного анализа внешней среды. Если, скажем, для анализа берется и правовой фактор (L - Legal), то аббревиатура приобретает вид: SLEPT-анализ, если же добавляется и фактор окружающей среды  - environmental) - то получаем аббревиатуру PESTLE. В случае необходимости охвата социально-демографического, технологического, экономического, природного (окружающей среды), политического, правового и этнического факторов, тогда осуществляется STEEPLE- анализ.

Общий подход к осуществлению PEST-анализа предусматривает выделение из каждой из четырех (пяти и т. Д.) Групп факторов наиболее важных с точки зрения создания условий для деятельности предприятия. Каждый из таких частных факторов оценивается соответствующим образом: по направлению действия на предприятие (положительное влияние «+», отрицательный "-"), а также по силе их воздействия. Тогда оценка осуществляется в баллах, рангах и тому подобное.

Результаты такого анализа оформляются в специальную таблицу-матрицу

Похожие материалы

Информация о работе