Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте

Страницы работы

Фрагмент текста работы

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

 «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии развития

Курсовая работа на тему:

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИзНЕННЫХ ОРИЕНТаЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Научный руководитель: магистр психологии,ассистент

Работу выполнила:        студентка I курса

Москва – 2016


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………......3

Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций личности………………..…..............................6

1.1.Смысложизненные ориентации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов и философов…………………………………...…...6

1.2.Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………...……15

1.3.Динамика смысложизненных ориентаций личности на разных этапах онтогенеза…………………………………………………………………….......25

Глава II. Методы и результаты исследования особенностей СЖО личности в подростковом возрасте………………………………………………………......33

2.1.Описание методов исследования СЖО в подростковом возрасте……….33

2.2.Анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций                         личности в подростковом возрасте…………………………….………….……38

Заключение……………………………………………………………………...40

Приложение…………………………………………………….……………….42

Список литературы………………………………………………………….…48

Введение

Актуальность исследования. Проблемой современного общества является соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в его психике и поведении при переходе из одного возраста в другой, особенно в период перехода от детства к взрослости. В период, так называемого подросткового и юношеского возраста индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание или нежелание принять на себя роль взрослого. С получением этой роли, у подростка начинает формироваться ценностно-смысловая сфера, которая впоследствии создает вектор направленности смысложизненных ориентаций личности и их смысловое содержание на разных возрастных этапах. 

Изучение особенностей смысложизненных ориентаций личности связана с тем, что проблема поиска смысла жизни является неотъемлемой составляющей в процессе становления личности. Именно в подростковом возрасте происходит первоначальное формирование мировоззрения, составление жизненных планов, осуществляется самоопределение в профессии, происходит перестройка сферы общения. Изучение об особенностей смысложизненных ориентаций подростка важно для понимания существующих тенденций и общей направленности развития общества.

Смысл жизни может выступать, с оной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни.

Судить об истинности ценностей человека можно только в старости, если она, как и предыдущие жизненные периоды, наполнена смыслом, ощущением счастья и удовлетворенности жизнью. Поэтому, обсуждая ценности подростка, нужно мысленно представить всю его последующую жизнь, основанную на имеющихся ценностях, и гипотетически предположить итог его жизненного пути.

В каждом возрастном периоде происходит психологические особенности целостно-смысловой сферы в частности в подростковом возрасте, с 11 до 17 лет, начинает формироваться устойчивый круг интересов. Большинство исследователей придают подростковому возрасту особое значение, именно он является фундаментом в процессе формирования уровней организации системы личностных смыслов, так как формирующееся у подростков абстрактное мышление открывает перед ними новые возможности.

Младший подросток ориентируется в основном на ценности, принятые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьей, могут отторгаться. В среднем подростковом возрасте преобладающее влияние начинают оказывать ценности общества в целом, транслируемые через средства массовой информации. В это время подросток начинает осваивать культурные ценности: литературу, музыку и др. Перед старшим подростком встает проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формулировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственной жизни. 

Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Именно в этот период обретается новая социальная позиция личности связанная с видом деятельности.

Ценностные ориентации служат базисом социальной системы, по их характеру можно судить о тенденциях изменения общественных отношений, перспективах развития социума.       

Цель исследования – изучить смысложизненные ориентации личности в подростковом возрасте.                                                                                     

Объект исследования – смысловая сфера личности.                                  

Предмет исследования – особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.                                                                

Гипотеза исследования – в подростковом возрасте смысложизненные ориентации имеют половые различия.

В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
89 Kb
Скачали:
0